Итоговое занятие по развитию речи «Скоро в школу» (подготовительная группа)
Ход занятия
— Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости.
(воспитатель обращается к гостям)
Вы пришли сегодня к нам,
Рады мы всегда гостям.
— Давайте с гостями поздороваемся.
Дети: Здравствуйте! Сели
Какой чудесный сегодня день. Ребята, мне кажется, настроение у вас соответствует сегодняшнему дню. Я права? У меня тоже хорошее настроение. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
Давайте вспомним правила поведения на занятии
Все вместе:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
И тихонечко сидим.
А что бы четко и красиво говорить и справиться со всеми заданиями, нужно обязательно сделать зарядку для язычка.
У меня есть корзинка, из нее мы будем доставать предметы, которые будут вам помогать выполнять гимнастику.
1 « Мяч»( язык- это мяч, а щечки- ворота; забиваем гол в ворота, и по кругу погнали мяч.)
2 « Змея» (показать тонкий напряженный язык)
3 « Слон» (губки тянем хоботком- вперед и убрали; если очень захотеть, можно хоботком вертеть)
4 « Расческа « (наши зубы- это расческа, а волосы- язычек, расчесываем волосы)
— Уже скоро наступит ваш первый выпускной в детском саду. Вы будете собираться в школу. В детском саду мы с вами рисовали, считали, играли, решали задачи и учили звуки.
— Сегодня на наше занятие мы пригласили гостей, чтобы показать им, чему мы научились. И я надеюсь, что вы все справитесь со всеми заданиями и пойдете в школу учиться на «4» и «5».
— Вы готовы?
-Да!
— Вы уже многое знаете про школу и сейчас вы это докажете. Давайте поиграем в игру «Догадайся и ответь».( хоровые ответы)
— Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
1. Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
2. Как в школе называют детей? (ученики)
3. Как называется помещение в школе, в котором вы будете учиться? (класс)
4. Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
5. Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)
6. Коробка для ручек и карандашей? (пенал)
7. Перерыв между уроками называется? (перемена)
8. Прозвенел звонок, начинается…(урок)
9. Стол, за которым пишут ученики – это…(парта)
10. Когда начинается учебный год у российских школьников? (1 сентября)
— Молодцы!
Вы действительно уже много знаете о школе. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Школа». Сейчас зазвенит колокольчик, и наш детский сад превратится в школу, наша группа превратится в школьный класс, столы в парты. Вы превратитесь в настоящих первоклассников, а я в учителя. Готовы? (звенит колокольчик)
Сегодня мы продолжим учиться различать звуки, делить слова на слоги,, придумывать предложения, составлять рассказы.
А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и послушать.
-хлопаю в ладоши
-шагаю на месте
-рву бумагу
-переливаю воду
-шуршу пакетом
Что же здесь происходило?
Как вы узнали, что я делала, ведь вы ничего не видели? (слышали звуки)
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
2- А теперь давайте вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звук слышим, произносим, букву видим, пишем)
Сейчас поговорим о звуках -
Ведь звуки — целая наука!
Говорят, они все разные,
Трудные, ужасные...
Объясните поскорей,
Чтобы стали все умней!
— Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
Назовите гласные звуки, -/ а, о, и, ы, .......
— Как мы можем узнать, что они действительно гласные? / Когда произносим гласные звуки, голос при выдохе не встречает никаких преград, они тянутся и поются.
А теперь произнесите согласные звуки: т, м, р, с, б, к,… /
— Как мы можем узнать, что они действительно согласные? / При произнесении согласных звуков голос на своем пути встречает преграды: это язык, зубы, губы /
— Какими могут быть согласные звуки? / Согласные звуки бывают твердые и мягкие.
— Есть ли среди согласных звуков особенные?
Дети: Есть. Звук Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука.
Звуки Ж, Ш, Ц – всегда твердые, т.к. у них нет мягкого парного звука.
Все звуки записываются буквами, которые живут в алфавите.
Сколько гласных букв в алфавите? (10)
— Сколько согласных букв? (21)
— Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)
А теперь такое задание.
Я показываю картинку, а вы определяете первый звук в слове и называете какой он.
В слове « класс» какой первый звук? ( к )
А он гласный или согласный? А еще он какой? ( твердый )
А в слове» парта» последний звук какой? ( а )
Молодцы.
3.У вас на столах лежат карточки, необходимо сделать звуковой анализ слов, написанных в карточках. Приготовьте их, возьмите карандаши.
ПЕНАЛ
ПОРТФЕЛЬУРОКА теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Если выполнено все правильно поставьте плюсик.
Молодцы.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Моя школа далеко, а твоя близко
Моя линейка длинная, а твоя короткая
Моя кисточка широкая, а твоя узкая
Мой автобус приехал, а твой уехал
Моя книга толстая, а твоя тонкая
Мои ножницы острые, а твои тупые
Игра «Какой, какая, какие?»
— Звонок из металла, какой? (Металлический).
— Тетрадь из бумаги, — какая? (Бумажная)
— Карандаш из дерева, какой? (Деревянный)
— Пенал из пластмассы, какой? (Пластмассовый)
— Ручка с цветными пастами, какая? (Цветная)
— Ластик из резины, какой? (Резиновый)
— Портфель из кожи, какой? (Кожаный.)
Физкультминутка
Из-за парт мы быстро встали
И все быстро зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Сели-встали, сели-встали
За минуту сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь,
Улыбнитесь
И за парты вновь садитесь
4 Следующее задание «Собери портфель в школу» (деление слов на слоги).
На столе лежат карточки.Картинки 2-х портфелей на магнитной доске. В один портфель положим картинки с предметами, состоящие из двух слогов; в другой портфель положим картинки с предметами, состоящими из трех слогов. (крас-ки, пе-нал, тет-радь, днев-ник, кис-точ-ка, ли-ней-ка, ка-ран-даш, ре-зин-ка)
Игра «Один, много»
Дети, мы говорим: портфель один, а много? (портфелей)
Много (красок, пеналов, тетрадей, дневников, кисточек, линеек, карандашей)
А как назвать одним словом? (школьные принадлежности)
И с этим заданием вы справились.
5. Игра «Доскажи словечко».( хоровые ответы)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук).
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (горох).
— Что вы добавляли?
( Слово.)
— Как вы думаете, что можно составить из слов?
( Предложения)
Воспитатель: Что такое предложение?
Дети: Сочетание слов, связанных между собой по смыслу.
Правильно! — Какие бывают предложения? (Большие и маленькие)
Что можно составить из предложений? (Рассказ)
«Составь описательный рассказ», тема – Весна
Заключительная часть занятия.
Рефлексия:
— Чем мы сегодня занимались?
— Что было самым интересным? Весёлым?
— А какое задание было самым лёгким?
— Какое задание вам показалось самым сложным?
Спасибо за вашу работу. Можете идти отдыхать.