Проект "Ваши права, дети!"
Аналитическое обоснование
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические перемены предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Необходимость правового просвещения детей очевидна. Правовая культура требует от человека — хоть и маленького, осознанного, непосредственного выбора действия и выбора поведения в мире возникающих межличностных отношений. Важно, чтобы ребенок почувствовал и осознал свое право на внимание, уважение, свою точку зрения. Прежде, чем говорить о правах человека, нужно подвести ребенка к осознанию себя человеком и к пониманию своей значимости и ценности.
В рамках преемственности между школьным и дошкольным образованием, для формирования у детей старшего дошкольного возраста социальной компетентности, появляется необходимость правового воспитания детей в детском саду. В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Цель проекта: формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
— создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
— ознакомление детей с основными документами о правах ребенка и обязанностями взрослых по отношению к детям;
— формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
— воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
— создание в ДОУ правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;
— повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье;
— формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;
Замысел проекта:
Замысел проекта заключается в реализации правового воспитания, основанного на системе активного взаимодействия всех участников педагогического процесса: педагогов, дошкольников, их родителей.
Процесс правового познания будет находить выражение в разнообразных формах деятельности детей: прежде всего игровой, художественно-игровой, театральной, продуктивной, трудовой.
Будут использоваться разнообразные игровые методы и приемы: игры- путешествия, игры-инсценировки по сюжетам хорошо известных сказок, сюжетно-ролевые игры, игры с решением проблемных задач. Дошкольники будут осваивать нравственные нормы через поисково-экспериментальную и продуктивную деятельность, так как любая игровая ситуация должна нести в себе момент воспитания. Дети будут включены в решение простых, творческих задач и ребенок из пассивного наблюдателя превратится в активного участника.
Будут созданы все условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, что позволит ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя в игре. Для достижения положительных результатов по правовому воспитанию, в группах с помощью детей и родителей постоянно будет пополняется предметно-развивающая среда.
Педагогическая тактика будет строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.