Конспект занятия по ФЭМП «Использование счетных палочек на занятиях по ФЭМП»
Конспект занятия по ФЭМП
в старшей комбинированной группе
«Использование счетных палочек на занятиях по ФЭМП»
Цель: создать условия для формирования математических представлений.
Задачи:
Закреплять геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, треугольник; увеличение и уменьшение числа на 1; графическое изображение числа; количественный счет; составление геометрических фигур из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой
Развивать логическое мышления, памяти, внимания. Развитие словаря ребенка, пространственной ориентировки.
Воспитывать умение работать в коллективе, бережное отношение к оборудованию, материалам.
Оборудование и материал: раздаточный материал – набор счетных палочек на каждого ребенка. Карточки варианты выкладывания двух треугольников из 5 палочек, трех треугольников из 7 палочек. Карточка с изображением трапеции, составленной из трех треугольников. Карточка с изображением треугольника, составленного из четырех треугольников. Карточка со схематическим изображением коровы из счетных палочек, смотрящей вперед. Карточка со схематическим изображением коровы из счетных палочек, смотрящей назад. Карточки схемы «Выложи по образцу». Коробочка с сюрпризом (внутри счетные палочки).
Ход занятия
Дети выходят из приемной и проходят в групповую комнат, становятся вкруг на ковре.
Орг. момент. Коробочка с сюрпризом.
— Посмотрите ребята, у меня есть вот такая коробочка и в ней что то лежит. Отгадайте, что находится внутри коробочки? (потрясти) (…)
— Здесь предметы одинаковой длины, бывают разного цвета, сделаны из пластмассы. Мы иногда используем их на наших занятиях и в свободной деятельности. (…)
Открываю коробочку, показываю. (…)
— Да, здесь счетные палочки. Я предлагаю вам сегодня поиграть со счетными палочками, вы хотите, согласны? (...). Проходите за столы на свои места. –
— Кирилл, Паша, Захар, помогите мне, пожалуйста, раздайте ребятам наборы счетных палочек. Спасибо!
1. Итак, первое задание. Нужно отгадать загадку, а отгадку выложите с помощью счетных палочек.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? — ...
Треугольник
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его.
Трапеция
Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать?
Ромб
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
Прямоугольник
— Правильно, молодцы. Приступаем к следующему заданию? (…)
2. — Увеличьте число 5 на 1, а ответ выложите с помощью палочек. Какое выложили число? (…) Почему? (…)
— Уменьшите число 8 на 1, а ответ выложите с помощью палочек. Какое выложили число? (…) Почему? (…).
— Здорово у вас получается, каждый по- своему изобразил числа 6 и 7. А мы идем дальше. Следующее задание требует особого внимания и умения.
3. — Отсчитайте 5 палочек и положите перед собой.
— Ребята, сколько нужно палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? (…) Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? (…) У вас только 5 палочек, но из них составьте 2 равных треугольника.
— Как составили? (…) (показ возможных вариантов на доске). Отсчитайте 7 палочек и составьте 3 равных треугольника. Как построили? (…) (показ на доске) Какая фигура получилась? (…) Пристройте еще один треугольник так, чтобы получился один большой треугольник. (…) Как пристроили? (…) (показ на доске). Посчитайте, сколько всего получилось треугольников? (…)
А сейчас давайте немного отдохнем. Мы выкладывали геометрические фигуры счетными палочками, а сейчас мы с вами будем рисовать фигуры ногами на полу.
Физминутка – рисование геометрических фигур шагами на полу.
4. — А сейчас я предлагаю задание очень сложное, кто с ним справится, значит у него супер внимание, супер мышление. Посмотрите на доску, кто изображен на картинке, как вы думаете? (…) Это корова. Куда она смотрит? (…)
— Составьте из палочек такое изображение у себя на столе. Переложите две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону (назад). Что нужно сделать? (…) Сравните с изображением на доске.
5. — И последнее задание, которое я вам приготовила тоже не из легких.
Выберите каждый себе карточку. (Предлагаю ребенку вытянуть карточку. Карточки перевернуты рисунком вниз). Выложите такой же предмет у себя на столе из счетных палочек, который изображен на карточке. Учитывается точность выполнения, аккуратность.
— Что у тебя получилось? (…) Что ты выложил? (…) прохожу между рядами и спрашиваю у детей.
Рефлексия. Ребятки, подойдите все ко мне и скажите, чем мы с вами сегодня занимались? (…) Что вам понравилось больше всего? (…) Почему? (…)Что показалось трудным? (…) Почему? (…) Хотели бы вы еще поиграть со счетными палочками? (…) Я поставлю карточки в наш уголок мелкой моторики, вы можете самостоятельно брать их и выкладывать предметы по образцу. Всем большое спасибо за работу!!!