Занятие по математике в подготовительной группе «Путешествие к Кронтику»
Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия, с применением цифровых технологий.
Программное содержание:
Образовательные:
Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, решение, ответ. Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закрепление знаний о классификации видов транспортных средств. Закрепить умение применять знаки больше, меньше, равно.
Развивающие:
Создать условия для развития логического и образного мышления, сообразительности, внимания. Развивать смекалку, зрительную память, воображение, считать в уме. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию диалогической формы речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математике, умению испытывать чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Методические приёмы:
Игровой (игра, использование сюрпризных моментов).
Наглядный (презентация).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, беседа, физминутка, поощрение.).
Практический (выполнение заданий).
Поощрение, анализ занятия.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, мяч, поляна для бабочек, бабочки, конверт с письмом, карточки с цифрами, карточки с пуговицами.
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал: карточки с заданиями, набор геометрических фигур на каждого ребенка, бумага, карандаши, белый картон, листы в клетку.
Предварительная работа: Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, решение логических и математических задач, разучивание динамических пауз, стихов.
Ход занятия:
— Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их!
Дети: здравствуйте!
— А теперь, поприветствуем друг друга. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Психологическая гимнастика «Поделись настроением»
-Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет хорошим, принесёт нам много нового и интересного. (Дети садятся за столы)
— Прежде чем начнём наше занятие, нам нужно усвоить правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
За столом сиди ты стройно и веди себя … (достойно).
Стол – это не кровать и на нём нельзя… (лежать).
Ответить хочешь – не шуми, а только руку … (подними).
-А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая.
Ребята, сегодня утром я пришла в детский сад и на своем столе нашла письмо, адресованное вам. Знаете, от кого оно? От Кронтика из поселения Большие Кроты. Давайте его прочитаем!
«Здравствуйте, дорогие ребята группы №5! Пишет вам Кронтик. Мне рассказали, что вы такие же, как и я: самые весёлые, сообразительные и смелые ребята. Поэтому я приглашаю вас к нам в гости, в Большие Кроты. Вы знаете, что я очень люблю разные задачки, вот и для вас я и моя семья приготовили несколько интересных заданий. Жду!(1 слайд)
-Ну, что, ребята, отправимся в гости к Кронтику? (Ответы детей)
— Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем, на чем мы сегодня с вами отправимся к Кронтику в гости.
(Дети выполняют задание, звучит музыка)
— Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Ракета)
— Какие виды транспорта вы знаете? (Ответы детей)
-Для того, чтобы наша ракета успешно взлетела нам нужен пульт управления. У вас на столах лежат листы бумаги и геометрические фигуры, они нам понадобятся для выполнения задания. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете? Где у нас левая рука, а где правая рука? (дети показывают)
— Слушайте задание, будьте внимательны!
В верхнем левом углу кнопка прямоугольник, посередине нижнего края листа квадрат, в правом верхнем углу трапеция, в центре круг, в левом нижнем углу овал, в середине верхнего края листа треугольник, в правом нижнем углу ромб. (2 слайд)
-Молодцы! Ну вот, а теперь сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно назвать нужные кнопки от 1 до 20.
Дети: 1…20! Полетели! (3 слайд. Показ видео полета ракеты)
— Пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я предлагаю поиграть в игру.
Я буду задавать вопросы, слушайте внимательно.
Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола)
Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Уже дороги)
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки)
Если веревка толще нитки, то нитка? (Тоньше веревки)
Если сестра старше брата, то брат? (Младше сестры)
Назовите лишнее слово в ряду слов:
а) зима, среда, весна, лето, осень;
б) один, два, три, круг, четыре, пять;
в) плюс, минус, пятница, равно;
г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник (ответы детей.)
— Молодцы! Ну, вот мы с вами прилетели в Большие Кроты и первым нас встречает Кронтик (4 слайд)
-Кронтик приготовил вам задание «Назови число» (игра с мячом)
Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названым) и какое число последующим (то, которое стоит после названного?
Я буду бросать мяч, и называть число, вы, бросая, мне мяч обратно, будете называть предыдущее и последующее числа.
-Молодцы! Отлично справились! А теперь давайте немного отдохнем.
(5 слайд)
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась.
Раз росой она умылась
Два тихонько покружилась
Три слегка приседа
На четыре полетела!
— Следующее задание от папы Кронтика – Акронтеля Среднего. (6 слайд)
Он просит вас сравнить числа и поставить знаки больше, меньше или равно:
3…6, 8…5, 7…11, 12…12.
— Молодцы! Следующее задание нам приготовила Мама Киссия, оно называется «Реши задачу и запиши решение» (7,8 слайд)
Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним: из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ).
Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? Если в вопросе есть слово (стало, то какой арифметический знак нужно поставить? (ответы детей)
1. Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Сколько цветов стало в букете?
(ответ детей -7)
2. Саша положил в корзину с фруктами 5 яблок, а Маша подошла и забрала одно яблоко. Сколько яблок осталось в корзине? (ответ детей – 4)
— Ребята, Бабушка Кронтильда тоже приготовила логические задачки. (9 слайд)
1. Пять пушистеньких щенят
Все в корзиночке лежат.
А один решил сбежать,
Сколько их останется лежать? (4)
2. Вот медведица идет,
Медвежат двоих ведет.
Сколько здесь идет зверей?
Сосчитай-ка поскорей! (3)
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»! (слайд 10)
Мы делили апельсин (покрутить кулаком)
Много нас, а он один (растопырить пальцы)
Эта долька для ежа (отогнуть один мизинец)
Эта долька для чижа (отогнуть безымянный)
Эта долька для утят (отогнуть средний)
Эта долька для котят (отогнуть указательный)
Эта долька для бобра (отогнуть большой)
А для волка кожура (погладить кожуру)
Он сердит на нас, Беда! (показать волчьи зубы)
Разбегайся кто куда! (пальчики разбегаются)
-Молодцы! Ребята Дедушка Акронтель Старший тоже для вас приготовил интересное задание! Возьмите простой карандаш, приготовьтесь к графическому диктанту. Поставьте карандаш на красную точку. Слушайте внимательно! (11,12 слайд)
Графический диктант
1 клетка вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 4 клетки вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо. Что у вас получилось?
(Цифра пять) (13слайд)
-Молодцы ребята! Кронтику и его семье очень понравилось, как вы выполняли задания, за это они решили вам подарить вот такие сладкие подарки. А теперь пора возвращаться домой!
— Опять берем старт. Обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Пуск! Полетели! (Музыка звучит)
-Мы приземлились! Вот и подошло к концу наше занятие. С кем мы с вами встречались сегодня? Кто ответит мне на главный вопрос нашего занятия: Математика предмет – интересный или нет? (Ответы детей)
— Ребята, какое задание больше всего вам понравилось? Какое было самым легким? Какое трудное? Кто считает, что он занимался хорошо?
— Сегодня вы занятии были дружными, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось показать, что математика интересный предмет. Перед вами лежат бабочки: оранжевые, желтые, зеленые. (Самооценка).
(Оранжевого цвета бабочка -ребенок ничего не понял. Зелёного цвета бабочка — понял, но не все. Жёлтого цвета бабочка — все понял (на доске импровизированная поляна) наклеивают бабочек.)
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.
Пригодится вам везде
В космосе и на земле