Конспект занятия в подготовительной группе "Экологическая тропа"
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель: расширять представления о сезонных изменениях в природе в процессе прохождения экологической тропы.Развивать желание вести наблюдения в природе.Развивать любознательность, активность.Воспитывать бережное отношение к природе.
Программные задачи:
-Образовательные: учить детей сопереживаниям к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
-Развивающие: развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей.
-Воспитательные: учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
Интегрируемые образовательные области:
-познавательное развитие
-социально-коммуникативное развитие
-речевое развитие
-физическое развитие
Словарная работа: тропа, экологическая тропа, юные экологи.
Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о природе, чтение произведений.
Демонстрационный материал: конверт с письмом, кормушка, презентация.
Раздаточный материал: круги зеленого и красного цвета.
Форма проведения:cовместная деятельность.
Методические приемы: показ, беседа, загадки, игра, решение экологических ситуативных задач.
Мотив детской деятельности: мотивация общения, развитие интереса у детей к природе и сохранению экологии.
Ход организованной образовательной деятельности.
1-я часть
Организационный момент
В группу приносят конверт с письмом. Воспитатель вскрывает его и читает письмо.
Воспитатель.
«Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Природа. Помогите мне, пожалуйста, меня замусорили, спасите! Приглашаю вас на экологическую тропу.Поможем Природе, ребята?
Скажите, а вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие.
Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей).
Правильно, тропа, тропинка-это пешеходная дорожка.
Как вы думаете, что такое экологическая тропинка?
(Выслушиваются ответы детей.)
Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать круглый год.
Сегодня на нашей тропе нас ждут очень интересные станции. Ну, что, отправляемся в путь?!
2-я часть
Основная часть
1 этап: игра «Экологический светофор»
Воспитатель.
А знаете ли вы правила поведения в лесу?
Давайте повторим их.
1. Не рви в лесу, на лугу цветов.
2.Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.
3. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
4. Не сбивай грибы.
5. Не разжигай костёр.
Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.
Решение экологических задач.
Воспитатель дает каждому ребенку два круга: зеленый и красный
Воспитатель.
Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигают» зеленый свет, а если неправильно, красный.
1.Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. « Слезайте и уходите!» — сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова и Ира посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.
Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2.Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», — сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», — сказала Юля. «Птичке это не понравится, -сказал папа.- Когда придем домой, я покажу тебе книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».
Как вы думаете, папа правильно поступил?
3.Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому тут почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.
-Как вы думаете, правильно поступили родители Лены.
-Молодцы ребята, вы верно ответили на все вопросы..
2 этап « Мусору бой»
Воспитатель.
Как можно помочь природе, прежде чем пройти на площадку детского сада? на наш Мы убирали наш участок от мусора: камней, палок и стекла. Сгребали листья в кучи, чтобы на нашем участке стало чисто и уютно. А сейчас мы поиграем в игру «Природа благодарит или сердится».
Воспитатель просит детей ответить на два вопроса:
-За что бы природа сказала вам «спасибо?»
-За что бы природа могла на нас рассердиться?
3 этап « Лесная опушка»
Воспитатель. Посмотрим на экран монитора и скажем какие деревья растут на нашем участке.
Как узнали берёзу?
Дети.
Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.
Воспитатель.
Правильно.
Послушайте стихотворение «Берёза».
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Воспитатель.
Отгадайте следующую загадку.
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолёты.
Жаль, что каждый вертолёт
На всего один полет. (Клен)
Ребята, кто мне покажет клен?
-Клёны ценятся в декоративном садоводстве, их часто высаживают в парках за красоту их кроны, зимний цвет коры, ажурную листву, яркий осенний наряд. Некоторые виды клёна используются для получения кленового сиропа и сахара.
— Как нужно относиться к деревьям?(ответы детей)
Воспитатель.
Дети, нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.
Давайте посмотрим на это дерево. Кто знает, как оно называется? Это рябина.(показ картинки рябины на мониторе)
Какие изменения происходят с рябиной? (Осенью листья облетают, а кисти ягод остаются висеть).
Как вы думаете, какие птицы клюют рябину?(ответы детей)
Рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют «дрозды-рябинники». ощипывали дрозды Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Например, свиристели. Эту красивую птичку еще называют красава. Для дроздов и свиристелей рябина является кормушкой (показываются изображения птиц).
-Про ягоды рябины загадка есть: « Висят на ветке подружки, прижавшись тесно друг к дружке».
-Если на одной веточке много ягод, как ее можно назвать? (гроздь, кисть).
Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами.
Физминутка" Цветы"
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
4 этап « Птичий городок»
Воспитатель.
Ребята, отгадайте загадку.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Ответ: Кормушка
Воспитатель.
Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?
Дети.
Эта кормушка для птиц
Воспитатель.
Как красиво поют птицы. А где можно услышать голоса птиц в природе?
Дети.
В лесу, в парке.
Воспитатель.
Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?
Дети.
Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.
Воспитатель.
Как мы с вами заботимся о птицах?
Дети.
Насыпаем корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.
Воспитатель.
Что нужно делать для того, чтобы пели птицы?
Дети.
Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.
5 этап «Водоем»
Воспитатель.
Дети, давайте вспомним, как называется водоем, созданный человеком? Правильно, пруд. Пруд является «домом», в котором «дружно» живут и растения и животные.
Конечно, обитатели водоема могут погибнуть, но как можно это не допустить?
А знаете ли вы, дети, какие насекомые могут водиться в пруду и около него, кто из них считает водоем своим домом?
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде.
Воспитатель.
Ребят, скажите, можно ли обижать лягушек?
Дети.
Нет нельзя!
Воспитатель.
В нашем мире должны все жить мирно и дружно. Все существа, живущие на Земле, приносят пользу. Кто-то больше, кто-то меньше, но все они имеют право на жизнь.
А мусор в воду не бросаете?(ответы детей)
Вот это правильно, воду надо тоже беречь, в воде нуждается все живое, существующее на Земле. Вода входит в состав всех лечебных настоев, которыми ваши родители лечат вас, в зимнее время, поддерживают организм витаминными настоями – сироп шиповника, брусники; различными детскими травяными и фруктовыми напитками.
6 этап «Зелёная аптека».
Воспитатель.
Сегодня дети я предлагаю вам отправиться в царство растений, но не простых — целебных, а что это за растения вы узнаете отгадав загадки:
Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?
Ароматная… (Душица)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? Запах… (Мяты)
«Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,
Он однажды людям добрым,
Раны вылечить помог» (Подорожник).
Воспитатель.
Скажите мне, как называют эти растения? (Лечебные травы).А для чего нужны эти растения человеку? (лечить) Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. — А какую лекарственную траву и слепой узнает?» (крапива) — Можно взять её в руки? А почему нет? (Крапива жжёт) Крапива богата разными полезными витаминами, в ней содержатся вещества убивающие микробы. Она является кровоостанавливающим средством.
Воспитатель.
Ребята, мы с вами прошли весь маршрут. Выполнили все задания.Какие вы молодцы! Природа прислала вам еще одно письмо.
«Дорогие ребята, спасибо! Вы сегодня были все внимательны, собраны, помогали деревьям, птицам и растениям. Вы столько много знаете о природе! Вы доказали, что вы настоящие защитники природы, и можете с гордостью вступить в клуб юных экологов. Я вам всем хочу вручить эмблемы юного эколога.
Юные экологи — это дети, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней, следят чтобы был чистый воздух, вода, чтобы люди убирали за собой мусор не оставляли его в лесах и т. д. Всегда поступайте правильно. Ведь вы настоящие защитники природы. На вас вся надежда. Помогайте. Берегите природу. Ваша матушка Природа»
Воспитатель вручает детям эмблемы и поздравляет детей.
3-я часть
Заключительная часть.
Воспитатель.
Ребята, какие вы молодцы! Внимательно слушали и беседовали вместе со мной.
Что мы сегодня с вами изучали?
Что понравилось больше всего?
Что нового вы узнали?