Наблюдаем за живой и неживой природой летом

«Наблюдаем за живой и неживой природой летом»

Каждый сезон имеет свое очарование. Отправляйтесь на прогулку в любой день. Самое главное — быть вместе со своим малышом. Наблюдайте, разговаривайте, творите — ваши летние прогулки будут интересными и полезными.

Наблюдение — это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, который благоприятно влияет на эмоциональное состояние малыша. Самое главное — проводить наблюдения систематически, необходимо приучать детей к вниманию, развивать наблюдательность, а также интеллектуально воспитывать.

Наблюдения за неживой природой летом

1. Сезонные и метеорологические явления

Ярко светит солнце. Осадки скудные, теплые, иногда сильные, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за осадками дети понимают причины разного характера осадков зимой и летом и их зависимость от температуры воздуха. Интересно наблюдать за утренней и вечерней росой, туманом, объясняя причину их образования. В начале лета может быть прохладно, погода часто меняется. С середины июня наступает жара. Покажите и поясните: прекрасный день, летний дождь. Соотнесите сезонные условия с легкой одеждой детей. Прослушивание стихов способствует развитию цветовосприятия и подводит детей к понятию: лето — красное. Покажите красочное сезонное явление: радуга. Дети постарше учатся определять состояние погоды по отдельным признакам. Летнее солнцестояние наступает в июле, в это время зацветают липы. Июль — самый жаркий месяц в году, часто бывают ливни и грозы. Вода теплая, можно купаться. Август — конец лета. Дни теплые, но солнце уже не такое жаркое, как в июле. Грозы заканчиваются, дуют прохладные ветры и появляются туманы. Вода в водоемах остывает. Чтобы показать детям, что летом самый длинный день, они продолжают наблюдать за временем восхода и захода солнца в разные времена года. На прогулках они наблюдают за высотой солнца. В подготовительной группе для определения высоты солнца можно наблюдать за тенью предметов, самих детей утром, когда солнце еще не поднялось высоко, а вечером, когда солнце уже почти над головой, измерять длину тени. Для наблюдений нужно выбрать подходящее открытое место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально поставленная палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. Знакомясь с народными приметами, дети учатся замечать изменения в природе и предсказывать погодные условия.

2. Вода, песок, глина, галька, ракушки.

Они даются детям под присмотром взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самые актуальные и любимые летние игры — игры с водой и песком.

Наблюдения за фауной летом

1. Наблюдайте за растениями летом

Гуляя с детьми в парке или сквере, обратите внимание на деревья. У деревьев и кустарников пышная зеленая листва. Дети рассматривают листья разных деревьев, замечают, что они отличаются по форме, размеру, различают и называют кустарники и деревья. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, ель, колокольчик. Садовые цветы: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. Люди заготавливают сено, собирают овощи, фрукты и ягоды. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть прекрасное, восхищаться им. Дети учатся бережно относиться к растениям, не мять их, не выдергивать без надобности.

2. Наблюдения за животными летом

Продолжайте работу по ознакомлению с животными. Закрепить представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о щенках, учат их, как добывать еду, как прятаться от врагов. Дети должны знать, как ведут себя животные, как зовут маму и папу. Младшие подражают движениям и голосовым реакциям животных, старшие перечисляют их. Детям следует объяснить, откуда берутся бездомные животные и насколько они опасны.

3 Наблюдение за птицами летом

Летом дети продолжают наблюдать за птицами. Обращайте внимание на то, как быстро птицы летают, как ловят насекомых, наблюдайте, как часто они прилетают в гнездо с кормом для птенцов. Расскажите детям, что летом птицы кормят своих птенцов насекомыми, чтобы помочь сохранить растения. Исследуя деревья, дети увидят следы разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Дети сами сделают вывод: «Если не будет птиц, лес погибнет». Необходимо предупредить дошкольников, чтобы они не трогали птичьи гнезда, иначе они перестанут в них жить. В июле обратите внимание детей на то, что песни птиц постепенно стихают.

4. Наблюдения за насекомыми

Появляется множество насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любуйтесь ими всеми вместе, рассматривайте строение их тела с помощью лупы. Предложите детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как он прыгает и прячется в траве. Пробудите в детях доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. Для наблюдения за ними можно использовать лупу. Рассмотрите большие пальцы-ноги, расщелину на спине, крылья. Формируйте желание любоваться и защищать живые существа, не причинять им вреда. Летом детей и взрослых беспокоят неприятные «соседи»: мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают разлагающиеся останки растений и животных, так как они являются санитарными. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе комнатных мух. Детям нужно прививать бережное отношение к насекомым.

21
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!