Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности
Цель моей работы как музыкального руководителя в данном направлении–формирование нравственных, патриотических чувств, ознакомление с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью. Знакомство с традициями края, малой Родины в доступной форме для понимания ребёнка. А для понимания ребёнка это -игра одно из любимых занятий ребёнка, а если это ещё и театрализованное действие, конечно же успех очевиден
Каким же образом это происходит в моей работе? Для достижения поставленной цели при отборе материала, я опираюсь на основные принципы:
доступность,
познавательность,
духовно-нравственная значимость.
Ведь именно на этих принципах построена модифицированная программа «Наша Родина-Кубань», которая разработана педагогами рабочей группы нашего сада. Эта программа направлена на всестороннее развитие нравственно-патриотического потенциала, и весь материал собран на основе научно-исторических материалов.
Для максимального эффекта погружения в атмосферу того времени,
с детьми я в работе использую мини музей (он организован в нашем саду, необходимые реквизиты, различная бутафория по тематике, детские музыкальные инструменты, костюмы. Как правило в такой доступной форме для детей проходит изучение и знакомство с историей, праздниками, народными играми, сказками, потешками, хороводами, прибаутками, закличками, поговорками.
Богатейший выбор различных форм и видов театрализованной
деятельности позволяет мне вариатировать решение для выбора работы над той темой которую требуется донести дошкольникам.
В своей работе по данной теме из большого разнообразия материалов я использую литературу книжных изданий таких авторов как В. И. Мирясова, В. М. Петрова, Г. Н Гришина, и различные интернет ресурсы.
Особое место в воспитании патриотического направления, где можно реализовать все виды музыкальной деятельности, а театрализованное действие особенно это организация и проведение праздников. Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками, а совместная подготовка и участие взрослых в праздниках
(это и помощь и участие родителей, а участие педагогов и специалистов своим примером формируют те самые ценности патриотизма, нравственности и помогает дошкольникам более раскрепощено и увереннее чувствовать себя маленькими артистами)
В своей работе, где очень активно используется театрализованная деятельность в рамках нравственно-патриотического воспитания я хочу выделить конечно же праздники:
1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества».
мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени (сценки, инсценировки песен) которые формируют чувство долга, ответственности, как будущего гражданина своей страны, защитника Родины
2. Праздник ко «Дню Великой Победы». Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой, делая инсталляции, постановки, инсценировки военных песен которые прежде всего формируют чувство гордости, преданности своей стране, уважения к старшему поколению, сохранение межпоколенных связей.
3. «День матери», «Праздник 8 марта» Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Постановки сказок, зарисовок, сценок, участие мам, бабушек в проведении таких праздниках формирует чувство гордости за свою маму, бабушку, чувства любви и уважения.
4. Открытые уличные мероприятия, для детей всего детского сада, День Защиты детей, «Масленица» )формируют чувства сплоченности, дружелюбности, взаимоуважения друг к другу.
Конечно, же театрализация в традиционных, фольклорных праздниках одно из любимых занятий дошкольников.
5. Участие в проектной деятельности
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и добрым во всех делах, необходимо помочь ему уже с раннего детства полюбить свою Родину.
Наша задача— отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей на сегодняшний день особенно в виду происходящего в мире по отношению к нашей стране, является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения, где формируются фундаментальные чувства патриотизма, и через театрализацию дошкольники более осознанно и интереснее получают начальные знания о Родине, о городе, в котором мы живем.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО, ребенок, на этапе завершения дошкольного образования, должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А все эти личностные характеристики особенно ярко и с пониманием можно развивать в театрализованной деятельности.