Консультация для родителей: «Права ребенка: объясняем детям, используя примеры из сказок».
Что мы, взрослые, можем сделать для счастья и полноценного развития наших малышей? Прежде всего, обеспечить их основные жизненные потребности – это право, предоставленное детям от рождения.
Каждый ребенок должен обязательно знать о своих правах и наша задача –рассказать и объяснить значение этого понятия. А реализовать это возможно, используя хорошо знакомые детям сказки.
Главное право каждого ребенка – право на жизнь.
Однако так считали не всегда. Давным-давно существовало государство Спарта, которая славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве осматривали каждого новорожденного мальчика и решали: если ребенок был крепким, здоровым – его оставляли жить. Но если ребенок рождался слабым, болезненным – его бросали со скал.
Сейчас мы знаем, что даже слабый ребенок, если будет хорошо питаться, заниматься физкультурой, закаливанием, то будет расти сильным и выносливым. В будущем он сможет стать знаменитым ученым или талантливым художником. Каждая страна, отмечается в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать родителям, строить больницы и поликлиники.
Пример из сказки.
Предложите детям посмотреть иллюстрацию к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и вспомнить слова:
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покотили
И пустили в Океян –
Так велел им царь Салтан.
Вопрос ребенку: Кто и почему та жестоко поступил с новорожденным малышом и его матерью-царицей?
Никому и никогда не позволительно обижать и мучить ребенка. Но есть люди, которые обижают детей за то, что они другой национальности, религии, имеют другой цвет кожи. Каждое государство, которое подписало Конвенцию, обязано защищать своих маленьких граждан и наказывать тех, кто жестоко ведет себя с ними.
Дети имеют право жить вместе со своими родителями и никто не может их разлучить
В жизни иногда происходят разные чрезвычайные ситуации. Например, необходимо спасать детей от землетрясений, наводнений, воин. Детей могут вывезти из опасных мест, иногда даже в другую страну. Но потом руководства обеих государств обязаны помочь родителям и детям отыскать друг друга.
Пример из сказки.
Снежная Королева вывезла маленького Кая из дома бабушки в свой огромный ледяной дворец. Она пообещала мальчику весь мир и пару коньков.
Вопрос ребенку: Возможно, Снежная Королева хотела мальчику добра? Имела ли она право вывезти Кая без разрешения родителей далеко от родного дома?
Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином так же, как его родители
Никто не имеет права заставить ребенка открыть дверь незнакомцам. Никому не разрешено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя безопасно в своем доме.
Пример из сказки. Когда три поросенка не открыли волку дверь своего дома, он вылез на крышу и закричал: «Немедленно пустите меня!». Поросенок Наф-Наф ответил: «Ни за что! Дом поросенка – его крепость!»
Вопрос ребенку: Как следовало поступить волку? Можно ли так поступать, как он?
Дети имеют право на отношение к себе как равным
Пример из сказки.
Вспомним сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Когда огромный жук пролетал над девочкой, увидел ее, схватил и отнес на дерево для того, чтобы показать другим жукам, которые решили, что она некрасивая, потому что у нее не было усиков и было всего две ноги.
Вопрос ребенку: Какое право нарушено в этой сказке?
Никто не имеет права обижать, унижать ребенка за его внешность, цвет кожи, язык, на котором он разговаривает. Все дети равны и имеют одинаковые права.
Также помимо вышеперечисленных прав детям стоит объяснить и следующее:
— Когда он остается дома сам, без взрослых, не следует никому открывать дверь, даже подходить к ней, когда кто-то стучит.
— Не ходить гулять далеко от своего дома.
— Не ходить без взрослых в парк, лес, к речке.
— Никуда не ходить с незнакомыми людьми.
— Если же к ребенку пристает незнакомец, бежать от него, кричать и звать на помощь.