Модель итогового занятия по дополнительному образованию «Умняшка Познавшка»
Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на занятиях по дополнительному образованию «УмняшкаПознавшка» за год обучения.
Задачи:
Образовательные: закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, продолжать учить детей выделять слова с заданным звуком, выделять из слов первые звуки, упражнять в определении места звука в слове.
Развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, воспитывать интерес к обучению грамоте.
Демонстрационный материал: коробка с замками, письмо, ключи с заданиями, карточки с загадками, маркеры красного, синего и зеленого цвета, предметные картинки.
Раздаточный материал: цветные карандаши, предметные картинки, в словах которых есть звук [а], рабочие карточки, слоговые домики, буквы, звуковые карточки, кольца су-джок, смайлики.
Методы и приемы: сюрпризный момент, показ, прослушивание, объяснение задания воспитателем, рассматривание, выполнение детьми, вопросы, итог.
Интеграция: речевое, познавательное, социально-коммуникативное художественно-эстетическое, физическое.
Ход занятия:
— Ребята, я очень рада видеть всех вас на кружке «Умняшка Познавашка». Сегодня у нас необычное занятие, а занятие-квест, на которое нас пригласили наши друзья: Слыш и Буковка. И сегодня от них пришло еще одно письмо и коробка.
«Здравствуйте, наши юные друзья! Мы рады, что вы приняли наше приглашение. Мы прислали для вас подарок в коробке. Но коробка волшебная, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Наши друзья-Гномики спрятали ключи у вас в группе. Вам нужно выполнить все задания правильно и найти ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! С помощью подсказок, вы сможете их найти! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаем успеха!»
— Ну, что, интересно узнать, что находится в коробке? Будем искать ключи? Для поиска ключей нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.
Психогимнастика.
— Ребята, улыбнитесь друг другу!
-Вот, теперь, с хорошим настроением мы можем отправиться в путь. А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: это зеркало!
(воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
— А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Слыш и Буковки! Справимся с этим заданием — один замок откроем! Прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко–государстве,
Жили – не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
1 ключ Игровое упражнение «Разноцветные домики».
— Ребята, что мы с вами произносили?
— А какие звуки мы произносили?
— Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
— А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
— Посмотрите, ребята, перед вами два домика.
— Как вы думаете, в каком домике живут гласные звуки?
— А в каком домике живут согласные звуки?
— Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
— Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга!
2 ключ «Звуковой анализ слова»
— Помощники Слыш и Буковки принесли для вас карточку с изображением дома.
— Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Дом. Какой первый звук?
Дети: Д-д-д…
— Звук [Д]. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д…Получается?
Дети: Нет!
— Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
— Правильно! Какой второй звук в слове Дом?
Дети: Д-оооо-м! Звук О
— Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О-о-о…
— Звук [О] можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук [М] и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
-Молодцы, справились с заданием. Вот вам и второй ключ!
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
— Вот ещё одна загадка от Слыш и Буковки:
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
Дети: Медведь!
(Дети достают ключ, он находится возле плюшевого мишки)
3 ключ Игровое упражнение «Действия»
— Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» третий замок).
— Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физкультминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
— Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш!
-Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши.
4 ключ «Место звука [а] в слове»
— Нам предстоит определить место звука [а] в словах на картинках.
Дети берут предметные картинки. Выполняют задание на листочках схемах под картинкой.
— Люда, скажи, где слышится звук [а]в слове мак. (В слове мак звук [а] слышится в середине слова).
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
— А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
5 ключ Дидактическая игра «Доскажи словечко»
-А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Слыш очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем ему!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
— Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч!
-А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
6 ключ Дидактическая игра «Магазин»
— Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.)
Заключительный этап:
-Ребята, посмотрите, что здесь лежит! Подарочки и сова. Ой, тут еще записка, прочитаем!
«Ребята, молодцы, вы справились с подсказками и открыли коробку. Поздравляем вас, вы теперь выпускники старшей группы и совсем скоро вас будут называть подготовительной к школе группой. Мы вам дарим сладкие подарочки и оставляем к вам на весь следующий год нашего главного помощника — Совушку. Он поможет получать новые знания и умения. Потому-что Сова- это символ ума и мудрости. До новых встреч на кружке «Умняшка Познавашка» в следующем учебном году»
Слыш и Буковка
— Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания от Слыш и Буковки?
-Что больше всего понравилось?
-С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
-Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!