​Технология опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Актуальность

Слайд 2

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Таким образом, для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Роль развития опытно — экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Слайд 3

Цель – развитие познавательных интересов детей об окружающем мире посредством экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

— расширить представления детей об окружающем мире;

-формировать естественнонаучные знания при изучении живой и неживой природы;

-формировать умения пользоваться приборами при проведении экспериментов.

-учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы, делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.

-воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Развивающие:

-развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

— развивать представления о свойствах веществ (вода, песок, глина, воздух).

Воспитательные:

-воспитывать желание работать в коллективе, чувства взаимопомощи;

-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Слайд 4

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные:

-демонстрационные опыты и эксперименты проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи);

-фронтальный опыты и эксперименты – это, когда эксперимент проводят сами дети под руководством воспитателя.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх этапов.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Мною разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Новизна опытно-экспериментальной деятельности состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека.

На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу– я помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в памяти ребенка. Поэтому задача педагогов помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей.

Целостность использования опытно-экспериментальной деятельности

Слайд 5

В работе с детьми использую только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

во — первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в — третьих, они практически безопасны;

в — четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Работа началась с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания «Картотеки опытов и экспериментов», уголка экспериментирования, который постоянно пополняется новыми материалами. Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду — в льдинки. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи и обязательно соблюдают правила безопасности.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – это опыты.

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое.

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Логичность выбора применяемой технологии

После проведенных опытов дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Слайд …. Применение опытно-экспериментальной деятельности технологии в работе с детьми.

Слайд … Результативность

Слайд

Данный опыт неоднократно был представлен на районных методических объединениях педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района, республиканских конференциях и семинарах, районных конкурсах, сборниках международных и всероссийских научно-практических конференций.

Слайд

Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей и живой и не живой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

50
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!