Рисование в старшей группе на тему « Осенний лес»
Цель: расширить представления детей о золотой осени в поэзии, произведениях изобразительного искусства; учить отражать в рисунке осенние впечатления.
Задачи:
Образовательные: учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривлённые); учить по-разному изображать деревья, траву и листья, закреплять приёмы работы с красками и кистью.
Развивающие: обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; продолжать формировать представления о разных породах деревьев (хвойных, лиственных); развивать мышление (наглядно-образное, словесное), речь (словарная работа: деревья большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривлённые; лес золотой, багряный, расписной.)
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности, продолжать воспитывать умение работать в группе, воспитывать чувство уважения друг к другу.
Методы и приёмы:
Практические — упражнять детей в рисовании кистью, подвижная игра, сюрпризный момент.
Наглядные — демонстрация осенних картин.
Словесные — беседа, объяснения, вопросы к детям, чтение стихотворения, слушание музыки.
Дифференцированный подход: 1 подгруппа рисует большие, высокие, стройные деревья»; 2 подгруппа рисует маленькие, низкие, искривленные деревья.
Материалы и оборудование: белые листы бумаги, кисточки, акварельные краски, баночки с водой, салфетки, иллюстрации картин Левитана И.И. «Золотая осень», «Осенний пейзаж», разноцветные листья из картона, запись музыки Шопена «Осенний вальс».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, на которых изображены деревья в пору золотой осени; наблюдение за деревьями на прогулке; чтение произведений об осени; пение песен об осени на музыкальном занятии; рисование совместно с родителями осенних пейзажей.
Ход занятия.
Оргмомент.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
( держит на ладони желтый лист)
Желтый листик на ладони,
Был когда-то он зеленый.
К нам в окошко он влетел.
Почему он пожелтел?
У кого, друзья, не спросим,
Скажут: наступила…
Дети: Осень!
Основная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А какая бывает осень?
Дети высказывают свои соображения( ранняя, золотая, поздняя, холодная и т.д.)
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим картины с изображением золотой осени.
(Рассматривают картины И.Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», обсуждают: какие деревья изображены, какого цвета стволы, листья, трава и т. д.)
Звучит музыка Шопена «Осенний вальс», воспитатель зачитывает стихотворение
Бунина «Лес».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Березы светлою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной…
Обсуждение стихотворения по вопросам:
Про какие деревья говорит поэт? Какой лес изображает? Вспомним названия деревьев и их окрас осенью(хвойные –зеленые, лиственные — желтые, красные).
Затем воспитатель спрашивает, какие деревья они видели в лесу и на участке детского сада, какие по цвету листья были на деревьях? Также воспитатель уточняет цвет ствола, высоту деревьев и толщину ствола. Затем предлагает детям нарисовать осеннее дерево. Деревья на листе бумаги можно рисовать разнообразные: большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривлённые). Воспитатель напоминает, что листья под деревьями и в воздухе, стволы деревьев и черточки на коре березы дети прорисовывают мягкой кисточкой. Широкими мазками дети рисуют под деревьями траву, а на небе облака или тучи, листья на деревьях дети будут рисовать тычками. Спросить у детей про крону дерева, напомнить, что ее нужно рисовать одним слитным движением руки.
Пальчиковая гимнастика.
«Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки) .
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(Загибают пальчики) .
Маме осенний букет принесем.
(Сжимают и разжимают кулачки) .
Дети рисуют под музыку Шопена «Осенний вальс».
1 подгруппа рисует большие, высокие, стройные, прямые деревья, 2 подгруппа рисует маленькие, низкие, искривленные деревья.
Физминутка.
Итог занятия.
Воспитанники вывешивает рисунки на доске.
-Посмотрите, как красиво получилось! Скажите вам нравится картины, которые у нас получились?
-Ребята, скажите, кому было трудно сегодня нарисовать дерево? Что было труднее всего? А что нового и интересного вы сегодня узнали?
Дети рассматривают, обмениваются впечатлениями.
-Вот такой осенний лес у нас получился.