КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПДД для детей подготовительной к школе группы Тема: «Безопасные дороги».
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПДД
для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Безопасные дороги».
Воспитатели:
Макарова М.Н.
г.о. Саранск, 2024 год.
Тема: «В словесные игры играем – речь развиваем».
Авторы проекта: воспитатель Булычёва Е.А.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: практико – ориентированный
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проекта:
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей
Образовательная область: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Проблема:
Низкий уровень активного словарного запаса детей. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.
Цель: развитие речи детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность
Задачи проекта:
— создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке;
— формирование грамматического строя речи;
— расширение словарного запаса;
— развитие связной речи;
— развивать активный словарь детей;
развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
— поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Ожидаемый результат по проекту:
— высокий уровень активного словарного запаса детей
используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного
словаря.
-у родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих
способностей детей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:с сентября по ноябрь
— определение цели и задач проекта;
— изучение необходимой литературы;
— подбор методической литературы;
— разработка тематического плана для реализации проекта.
Сотрудничество родителями:
— консультация «Значение сказок в жизни ребенка».
— консультация «Ребенок и книга».
— подбор раскрасок на тему: «Герои русских народных сказок» в соответствии с возрастом детей.
— консультация для родителей «Проведение домашних игр для развития речи детей».
— Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком».
Основной:с декабря по апрель.
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний,
умений и навыков:
— словесные игры и упражнения.
— дидактические и подвижные игры,
— театрализованные и сюжетно – ролевые игры.
Словесные игры и упражнения:
«Рыбы, птицы, звери», «Что за предмет?», « Кто больше увидит и назовет», «Разноцветный сундучок», «Скажи, какой?», «Волшебный кубик», «Необычная песенка», «Эхо», «Садовник и цветы», «Кто больше действий назовёт», «Разбуди кота», «Ветерок», «Прятки», «Закончи предложении», «Режим дня», «Кто кем хочет стать?».
Дидактические и подвижные игры: «Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?», «Чего не хватает», «Кто в домике живет?», «Что лишнее», «Хорошо, плохо», «Любимые сказки», «Чей малыш».
«У медведя во бору», «Ловушки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Море волнуется», «Гуси – лебеди», «Подбрось – поймай», «Жмурки», «Найди свое место», «Самолеты», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес» и другие.
Театрализованные и игры – драматизации:
«Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер), «Жадина»(Э.Мошковская)«Друзья»(Е.Стеквашова), «Кошкин дом», «Колосок», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», сказка В.Берестова «Как найти дорожку».
Сюжетно – ролевые игры:
«Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Больница», «Почта», «Моряки», «Семья», «Айболит», «Шоферы», «Салон красоты», «Магазин игрушек» и другие.
Чтение художественной литературы: Е.Чарушин «Зайчата», А.Суконцев «Как ежик шубу менял», В.Чаплина рассказ «Мушка», Д.Биссет «Кузнечик Денди».
Составление рассказов по картине: «Собака со щенятами», зимняя одежда, по серии сюжетных картин «Здравствуй, зимушка-зима»
Заключительный этап с апреля по май.
Итоговый мониторинг результативности проектной деятельности в течении одного учебного года.
Результаты проекта. Вывод.
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность
ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Таким образом, можно сделать выводы:
— в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
— учится выполнять правила игры.
-в игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.
— в игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
— в игре идет интенсивное развитие речи.
— в игре формируются новые мотивы и потребности.
Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей
сформировались ключевые компетенции:
— умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач;
— умение задавать вопросы;
— умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок взрослый».
— умение получать необходимую информацию в общении;
— умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное
время дети с упоением играют в придуманные ими игры.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка.
Список используемой литературы
1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика Синтез, 2014г.
2.Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Авт.- сост. Аджи А.В. – Воронеж 2009
3.О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-6 лет. –М.: ТЦ Сфера,2016.
4.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (ст.группы). Пособия для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
5.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя детского сада: Из опыта работы/Под ред.В.В.Гербовой. – 2-е изд., испр. –М.: Просвещение, 1988. -64 с.