Познавательно-исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность — это сложный, комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей ребёнка, которые находят выражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: почему? Зачем? Как? Нередко дети не только спрашивают, но и сами пытаются найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного. Хорошо известно, как дети любят потрошить игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.
В процессе развития детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребёнка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растёт, живёт. Старший дошкольник проявляет инициативу к явлениям живой и неживой природы, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Результатом познавательно-исследовательской деятельности являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда — в воду, воды – в лёд и т.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие, и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Вопросы ребёнка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений.
В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту познавательно- исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами — осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осваивать нормативно-знаковые средства (письмо и математические числовые знаки), которые обеспечивают всё больший отрыв от наличной ситуации и дальнейший переход к исследованию во внутреннем мысленном плане.
Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательно-исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова. Становление познавательно- исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребёнка. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребёнку любознательность, но и развить его познавательные интересы.
Материал для познавательно-исследовательской деятельности можно условно разделить на следующие типы:
-объекты для исследования в реальном действии;
-образно- символический материал;
-нормативно- знаковый материал.
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом диапазон материалов расширяется, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создаёт возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) действия ребёнка во многом определяются внутренними целями, замыслами. К концу дошкольного возраста разные виды деятельности отчётливо дифференцируются, одновременно возникают внутренние схемы упорядочения опыта (рода-видовые, причинно-следственные, пространственно-временные). Ребёнок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, преобразованию предметов с предвосхищением результата.
Для познавательно-исследовательской деятельности детям необходимы материалы разных типов. При этом объекты для исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции минералов, ракушек, плодов, растений и т. п.), культурных объектов (простые приборы и механизмы) и искусственных «сложных» объектов, разработанных специально для детского экспериментирования. Большое место в ряду материалов данного типа должны занимать модели-копии, позволяющие исследовать механику действия сложных реальных объектов (ветряная мельница, подъёмный кран-лебёдка, модели парусников), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, лупа, светофильтры).
Образно-символический материал должен отражать многообразие природного и рукотворного мира, задавать необходимость сравнения, поиска классификационных связей, пространственно-временных отношений, наглядного моделирования этих связей и отношений. Это разного вида картинки для классификации предметов, серии картинок по исторической тематике, позволяющие исследовать и упорядочивать сложные явления природного и социального мира.
Все эти взаимосвязи ребёнок легче постигает, если средством их исследования выступают наглядно-графические модели.
Наглядно-графические модели представляют собой своеобразный мост, между образно-символическим материалом и объектами для исследования в действии. Частично материалы преобразований по схеме пересекаются с материалами для конструктивной деятельности.
В арсенале образно-символического материала должны также появиться наглядно-графические модели пространства, являющиеся общекультурной принадлежностью (глобус, географические карты, планы местности и т. п.), общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, погодных явлений). Необходимой составляющей образно-символического материала являются также иллюстрированные издания познавательного характера (книги и альбомы), которые расширяют образный мир ребёнка и содержат элементы наглядно-графического моделирования. Эти материалы могут быть дополнены коллекциями, марок, монет, расширяющих кругозор детей.
Нормативно-знаковый материал в жизни детей 5-7 лет должен занимать существенное место, обеспечивая постепенное вхождение в знаковые системы языка и математики. Это всевозможные азбуки, цифровые кассы, карточки с изображением количества предметов и т.п., материалы, которые дети осваивают в свободной деятельности и в непринуждённом общении со взрослыми. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования. Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках, стеллажах. Здесь же находится иллюстрированная познавательная литература.
При подборе содержания занятия необходимо учесть общие задачи познавательного развития охватить множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего мира так же сделать содержание привлекательным для ребёнка.
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
1.Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержне образующую для познавательного развития ребёнка (в сочетании с другими видами деятельности)
2.Обеспечить освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта.
3. Обеспечить переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация).
4.Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.
5.Расширять кругозор.
Культурно-смысловыми контекстами для непосредственной организованной образовательной деятельности познавательного цикла могут выступать доступные типы исследования:
-опыты(экспериментирование)
— коллекционирование
— путешествие по карте
— путешествие по реке времени.
Главное достоинство применения исследовательской деятельности в детском саду заключается в том, что в процессе исследования:
-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
-Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
-Развивается речь ребёнка.
-Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.
-Формируется самостоятельность.
-Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки
У старших дошкольников исследовательская деятельность должна стать нормой жизни. Её надо рассматривать не как самоцель и развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отклонения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причин станет основой для формирования у детей полноценных знаний при дальнейшем обучении в школе.