Выступление из опыта работы
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Игра – это не только удовольствие и радость ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он овладел.
Играя, дети познают окружающий мир, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
Дети играют, потому что развиваются. И развиваются потому, что играют.
Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать музыкально-игровая деятельность.
Изучив и проанализировав свой опыт работы, я выделила следующие игровые технологии, которые использую в своей деятельности.
Игровые технологии на музыкальных занятиях :
1. Технология элементарного музицирования
(автор Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками») содействует развитию творческих способностей детей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.
Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами, с мячами, бумажный оркестр и т. д.)
2. Игроритмика – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Цель: развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.
3. Игрогимнастика – служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц, ритмические упражнения (игромассаж, пальчиковые игры)
4. В процессе изучения литературы по данному направлению я открыла для себя понятие «социо-игровая технология», авторами этой технологии являются Е. Шулешко, А. Ерщов и В. Букатов.
Социо-игровая технологияспособствует: движению (на занятиях дети подвижны); разнообразию, вариативности в видах деятельности; неуверенным детям преодолеть нерешительность; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми. Из этого следует предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация) :
1. Игра для настроя на занятие (музыкальное приветствие)
2. Игры разминки (ритмические упражнения, пальчиковые)
3. Игры социо-игрового характера (групповые)
4. Игры творческого самоутверждения (вокальные и ритмические импровизации, пластические этюды)
5. Игры ассоциативного характера (на развитие воображения, фантазии)
5. Игры вольные, требующие передвижения (сюжетно-ролевые игры)
Данную технологию можно использовать как на музыкальных занятиях, так и при организации развлечений. Это даёт возможность объединить детей общим делом, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью целого коллектива.
5. Технология практического освоения музыкальной информации основана на применении полученных знаний, на активизации слухового восприятия и образного музыкального мышления. На начальном этапе обучения практическая деятельность ребенка проявляется в различных действиях с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Для организации такой деятельности необходимы наглядные пособия: карточки, лото, картинки, таблицы. Оперирование вспомогательными предметами закрепляет полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Проявление самостоятельности ребёнка ведет к развитию творческих способностей. К данной технологии относятся: слушание музыки, игры: «угадай мелодию», «на чем играю», «На что похожа музыка», «Музыкальная викторина и т. д.
4. Театрально-игровая технология.
Театрально – игровой технологии отведено особое место в работе музыкального руководителя. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.
В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры имеют большое значение. Развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона.
Песни – инсценировки «Два веселых гуся», «Антошка» и др., театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально – ритмические игры и упражнения, декламация под музыку.
Позволяют на музыкальных занятиях развивать в детях творческие способности, коммуникативные качества, эмоции ребенка, помогают снять комплексы: зажатость, стеснительность.
5.Танцевально– игровая технология.
Игротанец- новый термин в области хореографии. Два слова, столь понятных и известных каждому. Что главное в игре? Кто-то скажет, что – получение удовольствия, кто-то вспомнит про радость. Что главное в танце? Во-первых – движение, во-вторых – ритм, в-третьих музыка. То есть танец – это ритмическое движение под музыку, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в свои силы.
Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу Каждый игротанец направлен на развитие чувства ритма, на создание особой атмосферы, на умение быстро менять роли.
Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру способности детей развиваются естественно и гармонично.
Использование музыкально — игровых технологий поможет музыкальномуруководителю занимательнее и эффективнее провести тот или иной раздел занятия.
Таким образом, игровые технологии являются действенным и активным средством, влияющим на личностное развитие детей. Важно помнить, используя игровые технологии в различных видах музыкальной деятельности, что главное дать детям самим почувствовать характер музыки и охарактеризовать ее прежде, чем мы дадим собственную оценку произведению. Это поможет ребенку ощутить свое собственное я.