Консультация для воспитателей
Тема: «Развитие творческого воображения дошкольников по средствам использования дидактического пособия «Палочки Кюизенера»
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить программный материал. Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Все мы знаем, что ребята 3-5 лет гораздо успешнее воспринимают информацию, если теоретическое объяснение подкрепляется яркой и понятной практической иллюстрацией. Учитывая именно эту особенность детской психики, Джордж Кюизенер и создал свои знаменитые палочки.
Занятия с палочками Кюизенера ускоряют процесс интеллектуально-творческого развития, помогают учиться фантазировать, тренируют память и наконец, развивают мелкую моторику пальцев. Благодаря палочкам Кюизенера, дети становятся волшебниками, которые могут создать любую картинку и фигурку.
Универсальность, абстрактность и высокая эффективность являются основными особенностями этого дидактического материала. Цветные палочки можно применять на практике с детьми начиная с трехлетнего возраста. Они легко вписываются в систему предматиматической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения и являются инструментом учебно-познавательной деятельности дошкольников, которыемогут быть использованы как индивидуально, так и в небольших группах детей.
Палочки Кюизенера решают ряд задач в развитии и формировании математических представлений дошкольников. К таким задачам относятся, осваивание прямого и обратного счета, деление целое на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с понятиями цвета, а также с составом числа и последовательностью числового ряда. Палочки Кюизенера развивают зрительное восприятие, внимание, память фантазию, воображение, творческие способности детей и позволяют им овладеть теми способами действий, которые необходимы для возникновения у детей элементарных математических представлений. Они, будучи орудием профессионального труда воспитателя, являются инструментом учебно- познавательной деятельности ребенка. Реализуя принцип наглядности, палочки Кюизенера помогают детям овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, а также представить сложные абстрактные математические понятия в доступной форме, также они играют важную роль в постепенном переходе от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному. Нетрадиционные игры с палочками Кюизенера способствуют развитию интеллектуальных и личностных качеств детей.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочкимогут использоваться для выполнения диагностических заданий. Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала, котороеможет использоваться в разных областях развития и в режимных моментах.
Например:
Познавательное развитие:
в процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их местоположение в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и оттенках.
Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность:
при конструировании у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование по прослушанному авторскому стихотворению даёт возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети осуществляют практические действия, продумывают последовательность, исследуют объекты и таким образом познают окружающий мир.
Речевое развитие:
заучивание стихотворных форм происходит ненавязчиво, обогащается словарный запас словами-эпитетеми, словами – сравнениями. Ребята дают сравнительные характеристики, выражают собственное мнение в монологах и диалогах.
Специалисты говорят о том, что схемы палочек Кюизенера можно начинать осваивать в любом возрасте. Хорошим вариантом станет начало занятий в три года, но иногда оно возможно и раньше. Главное – следить, чтобы малыш не тянул пластиковые предметы в рот, ничего не проглотил во время обучения.
Первый этап – это знакомство с палочками, получение возможности мягко войти в процесс обучения, получить общее представление о его принципах. Можно выполнять самые разные упражнения, к примеру, конструировать из палочек снежинки или другие разнообразные фигуры. Многие начинают знакомиться с палочками уже в возрасте от года. В таком случае малышу будет приятно вертеть в руках цветные предметы, да и к самому инструменту для занятий он сможет привыкнуть значительно быстрее.Дайте ребенку рассмотреть палочки. Он может держать их в руках, исследовать, вертеть, разглядывать с разных сторон. Чтобы увеличить безопасность занятий, лучше покупать набор из больших деревянных элементов разных цветов. Главное – быть уверенным в производителе и в том, что он применяет исключительно безопасные и экологически-чистые материалы.
Комментирование цвета. Таким образом можно привить ребенку понимание цветов еще в самом раннем возрасте. Просто называйте цвет палочки, которую малыш берет в руку.
Получение понимания о длине. Здесь также как с цветом – можно комментировать, какие характеристики есть у конкретного предмета.
Педагоги рекомендуют разнообразить процесс сочинениями сказок. К примеру, рассказывать истории, в которых есть много чисел. Хорошо подойдет сказка про трех поросят, двенадцать месяцев, трех медведей. Все свои слова стоит иллюстрировать фигурами из палочек. Можно привязывать к событиям в сказочных историях и различные оттенки.
Когда ребенок становится старше, он уже готов к пониманию того, что можно делить предметы на целое и его части. Некоторые в два года уже учатся пониманию счета. На помощь снова приходят сказки, истории, связанные со счетом. К примеру – «Мы делили апельсин».
После трех лет ребенок начинает уже намного более активно работать руками, мелкая моторика становится заметно лучше. Потому список упражнений на первом этапе можно разнообразить. Вот лишь несколько задач, которые можно поставить перед учеником во время обучения:
Просьба разложить палочки по каким-то признакам. Это может быть как цвет, так и длина. Можно усложнить процесс, если обмотать инструмент полосками цветной бумаги, попросить разделить палочки с разным количеством полосок на группы.
Повторение за взрослым. Вы можете создавать фигуры и просить ребенка их точно воссоздать, либо взять столько палочек, сколько есть у вас.
Игры на запоминание. Тут все просто – сначала покажите определенное количество палочек, потом спрячьте их в ладонь. Попросите отсчитать по памяти столько, сколько вы показывали.
Сравнение длины. Это можно делать как визуально, так и на ощупь с закрытыми глазами.
Поиск самой короткой палочки. Кроме длины можно использовать и другие дополнительные признаки. Таким образом удается обучить малыша пониманию общих принципов сравнения разных предметов друг с другом.
Второй этап также имеет большое значение во время обучения. Это непосредственный переход к обучению математике, основам счета, которые очень пригодятся ребенку во время освоения школьной программы.
Переходить ко второму этапу можно, когда ребенку исполняется четыре года. Главная особенность такого этапа подготовки заключается в том, что в упражнениях появляется значительно больше конкретики, а ребенок должен лучше понимать, что за задачи ставятся перед ним. Вот примеры упражнений, которые используются на этой стадии.
К ним относятся такие, как:
Перемещение конкретного количества палочек определенного цвета в определенную сторону.
Деление группы палочек по определенным признакам или на нужное количество частей с разным количеством элементов.
Поиск аналогов предложенного вами количества по длине, цвету и другим характеристикам.
Выбор определенного количества и цвета их набора.
Можно легко найти в интернете и распечатать схемы палочек Кюизенера. Они помогут вам в выполнении самых разных упражнений. Хорошим вариантом, чтобы разнообразить процесс занятий с палочками разных цветов, станет также использование цветных карточек, либо изображения. В таком случае становится заметно проще строить определенный ассоциативный ряд, формировать закономерности.
По мере взросления ребенка, занятия становятся более сложными и комплексными. Так как ребенок уже хорошо осваивает многие арифметические действия, можно внедрять реальные арифметические задачи. Двигаться нужно, как и всегда в обучении – по принципам от простого к сложному.
Главное в процессе – не слишком давить на малыша. Занятия должны приносить удовольствие и радость, проходить в игровой форме, а не в атмосфере давления и стресса.
Особенности использования палочек для тренировки речи
Наконец, стоит отметить распространенность использования палочек Кюизенера в работе логопеда. В таком случае, занятия будут направлены на то, чтобы существенно развивать речь, правильно ставить ударения, менять ритмический рисунок предложений на правильный.
При помощи палочек можно добиваться умения правильно делить слова на слоги. Упражнения по составлению историй и иллюстрированию своего рассказа различными фигурами из палочек помогают повысить творческие способности.
Всё это проиводит к выводу о том, что данная педагогическая разработка способствует: усвоению достаточно сложных математических знаний; развитию творческого воображения и восприятия; формированию интереса к исследовательской деятельности; воспитанию усидчивости и целеустремлённости. И всё это происходит в игре.