Познавательно-исследовательская деятельность «Талая вода» в средней группе
Дошкольное образование
Программное содержание. Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между состоянием воды (твердое-жидкое); учить выделять свойства изучаемого объекта – формировать понятие о том, что талая вода не пригодна для питья; развивать познавательный интерес.
Материал и оборудование. Две прозрачности емкости, комок снега, лупы фиксиков.
Методика проведения познавательно-исследовательской деятельности
К детям приходит Буратино, рассказывает, что на прогулке налепил снежков, принес их домой. Чтобы поиграть, а утором обнаружил, что снежки исчезли! Педагог предлагает фиксикам отыскать пропавшие снежки.
Педагог приносит в группу прозрачную емкость, в которой находится комок снега, предлагает детям убедиться в том, что это настоящий снег (снежок) – по внешнему виду (белый, на ощупь (холодный, рассмотреть снежок через лупу: «На что похож снег?» совместно определяют свойства снега: снег плотный, белый, непрозрачный, есть нельзя перелить из одной емкости в другую. Педагог наливает в емкость воду, предлагает опытным путем сравнить снег с водой – вода прозрачная мы можем смотреть сквозь нее, воду можно перелить из стакана в стакан.
При проведении обследовательских действий снег в стакане тает, превращается в воду. Педагог обращает внимание детей на то, что в емкости, в которой был снежок, оказалась вода, а снег исчез: «Что с ним случилось? В теплом помещении снег растаял и стал водой1» Дети объясняют Буратино, что его снежки растаяли в теплом помещении, и поэтому в них можно играть только на улице.
Педагог предлагает рассмотреть талую воду (через лупу): «Что мы видим? Талая вода такая же, как обычная вода, ее модно перелить из стакана в стакан, посмотреть сквозь нее. Какое различие заметно талая вода мутная, не такая прозрачная. Почем? Если рассмотреть талую воду сквозь лупу, станет видно, что в ней плавают частички грязи. Снежок был принесен с улицы, а на улице в снег попадает грязь от проезжающих машин. Можно ли попить такую воду или попробовать снег на вкус? Грязную, талую воду пить нельзя!»
Итог. Снег тает в теплом помещении, превращаясь в воду. Талая грязная, ее нельзя пить, нельзя снег пробовать на вкус. Педагог благодарит маленьких фиксиков за помощь в расследовании дела.