Воспитание экологических основ у детей посредством ознакомления с творчеством Виталия Бианки

Дошкольное образование

Тип статьи:
Авторская

Продолжительность проекта: сентябрь-май.

Тип проекта:

информационно-практико-ориентированный, творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема: По результатам проведения диагностики экологических представлений детей шестого года жизни было выявлено, что у детей они недостаточно сформированы, при этом в нашей практике мы практически не применяем экологические сказки, которые, по мнению многих исследователей, обладают высоким педагогическим потенциалом.

Причины: Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза. Проект направлен на формирование экологических представлений у детей шестого года жизни средствами экологических авторских сказок В. Бианки.

Актуальность.Воспитание любви к природе- одна из главных задач современного дошкольного образования. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, положительно воздействует на детскую душу. Дети становятся добрее к животным и растениям. Зажженный, когда то в детстве огонек любви ко всему живому, милосердие и доброта становятся неотъемлемой частью самого ребенка и переходят во взрослую жизнь. Укрепляется познавательный интерес.

Наша задача создавать условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать мир природы, изучать его, познавать с разных сторон. Книги о природе занимают важное место в работе с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры. Природоведческая литература носит познавательный характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. При знакомстве ребят с художественными и научно-популярными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе.

Цели и задачи проекта. Большинство этих задач решается в произведениях Виталия Валентиновича Бианки. Наука и литература в его жизни были всегда рядом и часто переплетались. Одной из задач, которую ставит Бианки — воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств. Виталия Валентиновича Бианки признают классиком русской природоведческой литературы для детей. Он разработал практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, «лесная газета» и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.

Цель работы — показать детям старшего дошкольного возраста через произведения В.В. Бианки изменяющийся мир природы.

Задачи:

— Изучить и обобщить сведения о жизни и творчестве В. В. Бианки.

— Изучить основные жанры в творчестве писателя В. В. Бианки и их роль в формировании представлений у старших дошкольников о мире природы.

За 35 лет творческой работы В.В. Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей.

Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира

Виталия Валентиновича Бианки признают классиком русской природоведческой литературы для детей. Он разработал практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, «лесная газета» и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.

Гипотеза. Сказка в творчестве В.Бианки стала проводником положительных знаний, доступных самому маленькому слушателю или читателю. Сколько чудесного и доброго открывает для себя ребенок, узнавая истории героев произведений В. Бианки. Вот муравьишка спешит куда-то, жучок сидит на былинке, а где-то далеко в поле мышонок плетет себе гнездышко из травинок. Летом ребенку открывается море возможностей для исследования мира природы. И если жизнь диких зверей не доступна для ребенка, то наблюдать за насекомыми и птицами можно без особых условий. С произведениями В. Бианки мир для ребенка раскрывается во всей полноте. Из этих сказок дети узнают о взаимной связи среды и организма, об относительной целесообразности в природе. Мир братьев наших меньших становится ближе, понятней. И ребенок в свою очередь становится ближе к этому еще не изведанному миру. Муравьишки уже не просто суетятся под ногами-они делают знакомую работу, где то в траве снуют сотни насекомышей, прячутся лягушки, порхают бабочки. А если повезет можно увидеть птичье гнездо.

Произведения Бианки — прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы. Всей своей творческой деятельностью писатель стремился раскрыть перед юным читателем богатство и разнообразие родной природы, привить любовь к ней. В статье «Воспитание радостью» он писал: «А ведь, чтобы научить детей родственному вниманию ко всему живущему с нами на земле, надо только одно: страстно любить родную землю. Передав эту любовь детям, воспитатель одарит их всеми нескончаемыми радостями, которые приносит человеку познание родного края, раскрытие маленьких, а потом и больших тайн природы».

Произведения Виталия Валентиновича Бианки представляют богатый материал, на основе которого можно проводить систематическое знакомство детей с окружающим миром. Его сказки и рассказы отличаются яркой экологической направленностью. Они дают возможность воспитывать любовь и уважение к природе, учить понимать природу, ее законы и особенности, создавать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, развивать память, речь, мышление, наблюдательность. Творчество Виталия Бианки имело огромное значение в воспитании детей, в становлении научно — художественной литературы для детей. Писатель разработал новые жанры в детской литературе: новые формы детской сказки, рассказа о природе, художественной книги — энциклопедии. В. В. Бианки был художником слова, ученым и зорким наблюдателем. Его произведения дышат свежестью, современностью. Автор сумел отобрать научный материал, незаметно, но последовательно воспитывающий в юных читателях понимание и любовь к природе, ее закономерности, постижение окружающего мира.

Поражает мастерство писателя в умении собрать богатые сведения в одно динамично развивающееся событие. За кажущейся простотой одного произведения — строгий отбор, обязательный анализ сведений, которые добывались на практике. Ведь нельзя забывать, что В. В. Бианки был ученым, анималистом.

Итоги проекта: Презентация стенгазеты «Знакомство с творчеством В. Бианки».

План реализации проекта

Месяц Содержание Работа с родителями Отметка о выполнении
сентябрь 1.Знакомство с биографией Виталия Бианки Акция «Подари книгу в книжный уголок»
2.Презентация: «Знакомство с писателем В. В. Бианки, творчеством и его произведениями».
3.Рисование «Нарисуй, обложку к книге В. Бианки».
октябрь 1.Чтение «Мышонок Пик» (главы) В. Бианки Памятка для родителей «Правила поведения в осеннем лесу»
2. Познавательное-исследовательская деятельность – «Как лесные звери готовятся к зиме»

3. Виталий Бианки «Октябрь — листопад, грязник, зазимник»

4. Рисование осеннего пейзада по рассказу «Октябрь – лстопад, грязник, зазимник»
ноябрь Просмотр мультфильмов по произведениям В. Бианки: «Путешествие красногрудого воробья» Папка-передвижка «Удивительный мир природы в произведениях Виталия Бианки»
Беседа на тему «Птицы нашего города»
Дидактические игры: «Каких птиц много на дереве?», «Чей корм?»
Чтение сказки «Чей нос лучше»
декабрь Чтение рассказа «Бешеный бельчонок» Консультация для родителей«Семейное чтение»
Загадки о животных, птицах. Пословицы.
Дидактическая игра «Скажи, что не так»
Аппликация из овалов «Белка»
январь Чтение сказки «Сова» Оформление «Экологического стенда» для родителей (статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома).
Лепка из соленого теста «Сова»
Чтение рассказа «Синичкин календарь. Январь»
февраль Чтение рассказа «Синичкин календарь. Февраль» Консультация «Роль книги в ознакомлении детьми с природой»
Дидактическая игра «Чей домик»
Чтение сказки «Лесной колобок — колючий бок»
Лепка «Еж» (из соленого теста)
март Пересказ рассказа «Купание медвежат» (по В. Бианки) Акция – «Подари книгу о природе, животных в книжный уголок»
Театрализация по сказке «Зачем мухе хвост».
Изготовление масок к сказке
Речевые игры по рассказам и сказкам В. Бианки «Догадайтесь, как писатель назвал свой рассказ?»
апрель Беседа о насекомых. Как витали Бианки отражает жизни насекомых в своих произведениях. Папка -передвижка «Все о насекомых»
Чтение сказки «Как муравьишка спешил домой»
Лепка «Муравейник» (сочетание лепки из бумажной массы и пластилина)
май Просмотр мультфильма «Как муравьишка спешил домой» Оформление папки -передвижки «Природа родного края»
Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по книгам Виталия Бианки»
Выставка рисунков по произведениям В.Бианки
Викторина по произведениям Виталия Бианки

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

— постановка познавательной проблемы,

— изучение и подбор методической литературы по теме,

— изучение биографии писателя,

— подбор детской художественной литературы,

— пополнение библиотеки группы книгами о природе,

— оформление информационного уголка для родителей,

— подбор наглядных, дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, игрушек.

2 этап. Выполнение проекта.

— проведение занятий, бесед, чтение книг, просмотр мультфильмов,

— проведение викторин, отгадывание загадок,

— игры-драматизации,

— подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

3 этап. Результаты.

— обработка, оформление материалов по теме,

— проведение выставок творческих работ по теме,

— оформление книги детских сочинений на тему «Добрые сказки о животных»,

— оценка результатов работы всех участников проекта,

— представление проекта.

Ожидаемые результаты:

Дети найдут ответы на интересующие их вопросы о животных и птицах в произведениях В.Бианки, расширят свои знания и представления о животном мире, о птицах, насекомых.

Пополнят словарный запас; научатся составлять рассказы о своих любимцах, в играх-драматизациях дети научатся передавать характерные особенности персонажей произведений.

Научатся проявлять заботу о братьях наших меньших; у них возникнет стремление беречь и любить природу.

У детей будет развито чувство ответственности за природу и окружающий мир.

Произведения В. Бианки имеют для детей познавательный (получение большого количества новых знаний) и воспитательный (привитие доброты, любви, понимания и сострадания) характеры. Мир в его произведениях реален, поэтому он учит детей принимать жизнь реально такой, какая она есть.

Список используемых источников.

1.Бианки Е. Он писал про лес // Детская литература. — Ленинград, 1984. — С.55-67

2. Вересов Н. Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 7. — С. 39 –43.

3. Зурабова К. Сказки, «перевод» с лесного: Виталий Валентинович Бианки // Дошкольное воспитание.-2002 .-№3.- С.68-71.

4. Иноземцев И.В. Научно-познавательная литература// Советская детская литература. — Москва, 1978. — С.35-60 Сивоконь С.И. Нечудесного в мире нет // 4. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков//Просвещение. — Москва, 1989.-С.135-158.

5.Никитина О. А. Углубленное знакомство детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В. Бианки [Электронный ресурс]. — Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — Режим доступа: nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/02/09/uglublennoe-znakomstvo-detey-s-zhiznyu-i-tvorchestvom, свободный (21.04.2015 г.).

6. Шелковникова Л.Ф. Мир природы и мир человека в творчестве Виталия Бианки // История культуры Алтая) — Выпуск 2.- Барнаул, 1996.- С.4-10.

6.http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/06/21/minobrnauki_rossii.docx

7. nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/14/znakomstvo_starshih_doshkolnikov_s_

proizvedeniyami_vitaliya_bianki.docx

8. www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-116831

57
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!