Обобщение опыта работы: "Развитие речи дошкольников с использованием пальчиковых игр и упражнений"»
Обобщение опыта работы по самообразованию на тему «Развитие речи дошкольников с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Воспитатель: Потапова Марина Николаевна. 2025 год
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр и упражнений на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. При этом нарушении нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…». Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика и пальчиковые упражнения имеют большое значение для развития ребенка. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
И как воспитатель в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самыми простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста.
Жизнь показывает, что у медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы почистить, постирать, взбить, связать… Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
Работая уже два года по данной теме самообразования, мной были сделаны такие выводы, что использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
1.Сделать рывок в развитии речи, улучшить произношение и обогатить лексику;
2.Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
3.Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
4.Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
5.Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
6.Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.
Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры и упражнения.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении (в работу включила музыкальные пальчиковые игры, тем самым развиваю музыкальный слух детей, внедрила в свою работу упражнение «Расскажи стихотворение руками»), работаю в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.
Основная цель моей работы: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики рук и речевого развития детей.
Для реализации данной цели были определены задачи:
-Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
-познакомить детей с названиями пальцев рук;
-научить выполнять координированные движения пальцами рук;
-развивать наблюдательность и любознательность;
-активизировать словарный запас;
-развивать лексико-грамматический строй;
-пропагандировать использование пальчиковых игр дома.
Свою работу провожу в соответствии следующих дидактических принципов:
— от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
— принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
— принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в образовательный процесс.
— связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
— принцип развивающего обучения, (основан на развитие творческого мышления детей), с использованием развивающих методов обучения:
проблемно-поисковый (ребенок сам выбирает материал для определенного изображения сказки)
моделирование (сюжетная игра — моделирует ситуацию которую будет изображать ребенок)
Наряду с общедидактическими принципами (наглядность, последовательность, систематичность, доступность и др.) данная система работы требует соблюдения следующих принципов:
-принцип индивидуального подхода, учёт личностных и возрастных особенностей;
-уровень психического и физического развития детей;
-принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях МДОУ и семьи.
Необходимо помнить три важных правила:
Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;
Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
Третье: поскольку пальчиковые игры и упражнения оказывают комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Правила выполнения упражнений:
1. Перед игрой, гимнастикой или упражнением с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9. В идеале каждая игра или упражнение имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы и определить их назначение.
Игры – манипуляции.
Эти упражнения малыш может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
-«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» — указательным пальцем осуществляют круговые движения.
-«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…»-
Сюжетные пальчиковые упражнения.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
-«Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
-«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
-«Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
-«Ёлка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
-«Колечко» — поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
-«Кулак – ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
-«Ухо – нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
-«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
-«Горизонтальная восьмёрка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
-«Помоем руки под горячей струёй воды» — движение, как при мытье рук.
-«Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
-«Засолка капусты» — движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
-«Согреем руки» — движения, как при растирании рук.
-«Молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
-«Гуси щиплют травку» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
-«Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
-«Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
-«Осьминожки» — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Для развития мелкой моторики кисти кроме пальчиковой гимнастики можно использовать следующие виды деятельности:
— массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок;
— игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками);
-«пальчиковый театр»;
— выкладывание узоров из мелких камешков, круп;
-вязание, шитьё, вышивание;
-завязывание и развязывание узелков;
-застёгивание и расстёгивание пуговиц различной величины;
-комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
-лепка из глины или пластилина;
-нанизывание бус, бисера, пуговиц;
-нанизывание колец различной величины на стержень;
-перематывание цветных клубочков ниток;
-складывание из кубиков домиков, машинок и т.п.;
-собирание мозаики по возрастающей сложности;
-собирание пирамидки, матрёшки;
-узнавание предметов на ощупь;
— копирование узоров, рисунков или работа в прописях.
Работая в детском саду, я прилагаю все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. В начале были определенные трудности в работе:
-надо было самостоятельно изучить много методической литературы;
-приобрести необходимые пособия;
-заинтересовать и вовлечь родителей в данный процесс, т.к. материально-техническую базу организовать трудно без поддержки родителей.
Но, главное — желание!
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что в работе по развитию мелкой моторики и речи необходимо использовать разнообразные приёмы и методы.
В своем опыте работы я попыталась показать, как необходимы для развития речи ребенка пальчиковые игры и упражнения. На основании моих наблюдений можно сделать вывод:
-Пальчиковые игры и упражнения детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек;
-у детей улучшилась речь- это позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений, он чувствует себя нужным и любимым.
Надеюсь, что мой опыт работы поможет воспитателям в работе по
развитию речи детей дошкольного возраста.
Список литературы
Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практич. пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004 – 236 с.
Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. — №7. – (С. 33-37.)
Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. –( С. 56-58.)
Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. — №1. –( С. 60-64.)
Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. — №6. – (С. 34-36.)
Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.
Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.