ПРОЕКТ «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
Дошкольное образование
ПРОЕКТ
«Поликультурное воспитание дошкольников через
взаимоотношения с семьями воспитанников»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.
Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Начальным этапом является изучение традиций и укладов каждой семьи воспитанника. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей старшего дошкольного возраста начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Все это способствует воспитанию любознательности, взаимоуважения.
Очень важно знать детям о семье, где они родились, историю её возникновения и становления, какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье.
Всё это способствует сплочению семьи, т.к. в процессе воспитания участвуют все члены семьи: от бабушек и дедушек, а также закрепляются знания о родном крае.
Организация и проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные имеют большое значение в вопросах по поликультурному воспитанию дошкольников.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности.
Это ещё один повод общения между разными поколениями и сплочение д/сада и семьи.
НОВИЗНА проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей через взаимоотношения с семьями воспитанников через практическую деятельность. Это позволяет расширить и дополнить систему работы с детьми.
Так с любви к ближнему окружению: семья д/сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольников. Интерес к этой теме объединяет педагогов, детей и их родителей, всех кто бережёт, ценит и сохраняет национальные традиции и обычаи. Поэтому этот проект актуален и очень важен в наше время.
Мы знакомим воспитанников с бытом, традициями, ремёслами народов Поволжья: русской, мордовской, татарской национальностей и воспитываем уважение к людям различных национальностей и их обычаям.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В ТРЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ.
(сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.)
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
(в процессе реализации первого направления « информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребёнка, « расшевелить» его чувства).
НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
(знания, полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трёх направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА:
— общение с представителями разных национальностей;
В работе:
— показано, что формирование представлений о семье национальной принадлежности, обычаях успешно достигается в условиях организованной развивающей среды;
— прослеживается интеграция образовательных областей;
— предложенье для практического применения: мини- проект; конспекты, непосредственно – образовательной деятельности, развлечения, народные праздники, которые могут быть использованы воспитателем в различных видах деятельности с привлечением родителей.
ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ:
— Расширять представления об истории семьи, её традициях, обычаях, национальной принадлежности;
— Привлекать родителей к участию в мероприятиях, обрядовых праздниках и развлечениях;
— Развивать личностные качества ребенка, направленные на воспитание любви к родному краю, его традициям.
Инновационный проект вызовет интерес к истории и традициям своего народа.
ПРОБЛЕМА
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействия.
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Современная модель сотрудничества д/сада с семьёй понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и д/сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться под девизом: « Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с семьями воспитанников всегда направлена на реализации процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс д/сада.
Проблема реализации данного проекта вытекает из приобщения детей дошкольного возраста к семейным национальным традициям, обычаям, специфике их культуры и целостностей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников. Осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников.
ЗАДАЧИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-Формировать представления о национальной принадлежности;
— Расширять представления об истории семьи, е традициях и обычаях.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
— Развивать творческие способности у детей;
— Консультировать родителей по проблемам объяснения детям их национальной принадлежности, особенностей традиций, обрядов, обычаев, людей разных национальностей;
— Развивать речевые и исполнительные способности;
— Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
— продолжать воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям, традициям;
— привлекать родителей к организации мероприятий, обрядовых праздников и развлечений;
— воспитывать нравственные человеческие качества: доброту, бережное, добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и родного края, уважение к взрослым и сверстникам.
ГИПОТЕЗА
Поликультурное воспитание дошкольников возможно в том случае, если педагогическая организация работы в д/саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно- воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.
АВТОР ПРОЕКТА: Пискайкина Л.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
ТИП ПРОЕКТА: творческий.
ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
Словесные: беседа, чтение произведений художественной литературы, обсуждение, рассказ.
Наглядные: рассматривание иллюстраций альбомов, фотоальбомов, открыток.
Практические игры: (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, музыкальные, игровые ситуации, развлечения, праздники, экскурсии, посещение мини- музея, театра, продуктивная деятельность, конкурсы, выставки.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Музыкальные инструменты: трещотки, ложки, колокольчики.
Атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, цирка).
Технические средства обучения: видео аудиоаппаратура: наборы СД ДВ дисков, микрофонов и т.д.
Национальные костюмы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Демонстрационный и дидактический материал.
Методические пособия.
Методическая литература.
Конспекты непосредственно – образовательной деятельности по образовательным областям.
Конспекты сценариев праздников, развлечений.
1 ЭТАП
Информационно — накопительный
Сентябрь – октябрь
Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта.
Подобрать научно – методическую литературу, иллюстрированный и дидактический материал для взрослых и детей.
Довести до участников важность данного проекта.
Составить перспективный план мероприятий.
2 этап – основной
Перспективный план реализации проекта
(октябрь 2024- май 2025гг.)
ОКТЯБРЬ 1.Провести родительское собрание «Поговорим о толерантности» 2.Консультация для родителей «Поликультурное воспитание в семье» НОЯБРЬ |
1.Беседа «Маленькая сестра – это моя семья» 2.Выставка детских рисунков «Моя семья» |
ДЕКАБРЬ |
1.Д/и «Знакомство с куклой в мордовском национальном костюме» 2.Беседа «Любимое блюдо моей семьи» 3.Выставка поделок и рисунков «Зимушка хрустальная» |
ЯНВАРЬ |
1.Знакомство с народным зимним праздником «Рождество» или «Рожтовань Кудо» 2.Выставка рисунков «Сказки в рисунках детей и взрослых» |
ФЕВРАЛЬ |
1.Д/и «Что это и откуда» (о национальных предметах быта и домашней утвари) 2.Сюжетно-ролевая игра «Семья» 3.Свободное общение «Папа – мой лучший друг» 4.Фотовыставка «Наш папа – защитник отечества» |
МАРТ |
1.Консультация для педагогов «Цели и приоритеты поликультурного воспитания в семье» 2.Фотовыставка «Моя мама» 3.Беседа «Мамины помощники» 4.Знакомство с куклой в татарском национальном костюме |
АПРЕЛЬ |
1.Беседа «Весенние народные праздники» 2.Свободное общение «Один день из жизни семьи» 3.Знакомство с куклой в русском костюме 4.Выставка рисунков «Как мы дома отдыхаем» |
МАЙ |
1.Беседа «Моя семья – мое богатство» 2.Экскурсия в краеведческий музей 3.Д/и «Одень куклу в национальный костюм» 4.Развлечение «Наша дружная семья» |
3 этап
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Презентация проекта «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников».
Показ кукольных спектаклей с использованием разнообразных видов театра.
Развлечение совместно с родителями «Чаепитие у разных народов»
Выступления на родительских собраниях, педсоветах, семинарах.
Публикация наработок в СМИ.
Оформление информационных стендов для родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации проекта будет:
1.В группе создана специальная развивающая среда для познавательной активности ребенка.
2. Разработана программа по проведению мероприятий совместно с родителями.
3. Организованы фотовыставки, выставки, семейные газеты, способствующие сплочению семьи.
Доведена информация для родителей и педагогов влияющее на повышение их культурного уровня
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Мы считаем, что данный проект позволит в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о семье, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами: воспитатели + родители +дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.
Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строиться под девизом: «Все друг другу мы нужны».
Предполагаемые результаты реализации проекта
Создание условий для ознакомления дошкольников с особенностями традиций, обрядов, обычаев людей разных национальностей.
Внедрение новых форм работы с детьми и семьями воспитанников.
Положительная динамика развития:
Дети должны знать:
— свою национальную принадлежность;
— особенности традиций, обрядов, обычаев людей разных национальностей;
-своё генеалогическое древо;
— люди каких национальностей живут в Мордовии;
— национальные праздники и их значение;
— о производстве Мордовии, где работают их родители;
— элементы национального костюма;
— предметы домашнего обихода;
— национальные подвижные игры;
— выдающихся деятелей, скульпторов, композиторов и художников Республики Мордовия.
Дети должны уметь:
— использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
— рассказывать о народных и семейных праздниках и традициях;
— использовать песенки, потешки национальной принадлежности.
Развитие у детей познавательной активности, творческих интересов.
Развитие у педагогов, родителей и детей толерантности по отношению к чужому образу жизни и поведения, основанную на понимании различий в культурном облике человека и его эмоциональной сфере.
Расширять связи д/сада и семьи.
Развитие коммуникативных навыков детей.
Умение применять накопленные практические навыки для социализации детей в обществе
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Мы в Мордовии живём. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О.В. Бурляева, Л.П. Карпунина, Е.Н. Киркина и другие Саранск. Мордов. КН. Изд-во, 2011г.
Брыжинский В.С. Мордовские народные игры/В.С. Брыжинский- Саранск, мордов.книж.изд-во, 2009;
Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Под ред. В.Н. Вершинина- Ульяновск, УИПКПРО, 2004.
Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990.
Чиркова С.В… Родительские собрания в д/саду.-М. «Вако», 2011г.