ПРОЕКТ «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»

Дошкольное образование

ПРОЕКТ

«Поликультурное воспитание дошкольников через

взаимоотношения с семьями воспитанников»

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.

Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Начальным этапом является изучение традиций и укладов каждой семьи воспитанника. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей старшего дошкольного возраста начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Все это способствует воспитанию любознательности, взаимоуважения.

Очень важно знать детям о семье, где они родились, историю её возникновения и становления, какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье.

Всё это способствует сплочению семьи, т.к. в процессе воспитания участвуют все члены семьи: от бабушек и дедушек, а также закрепляются знания о родном крае.

Организация и проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные имеют большое значение в вопросах по поликультурному воспитанию дошкольников.

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности.

Это ещё один повод общения между разными поколениями и сплочение д/сада и семьи.

НОВИЗНА проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей через взаимоотношения с семьями воспитанников через практическую деятельность. Это позволяет расширить и дополнить систему работы с детьми.

Так с любви к ближнему окружению: семья д/сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольников. Интерес к этой теме объединяет педагогов, детей и их родителей, всех кто бережёт, ценит и сохраняет национальные традиции и обычаи. Поэтому этот проект актуален и очень важен в наше время.

Мы знакомим воспитанников с бытом, традициями, ремёслами народов Поволжья: русской, мордовской, татарской национальностей и воспитываем уважение к людям различных национальностей и их обычаям.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В ТРЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ:

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ.

(сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.)

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

(в процессе реализации первого направления « информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребёнка, « расшевелить» его чувства).

НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

(знания, полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трёх направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА:

— общение с представителями разных национальностей;

В работе:

— показано, что формирование представлений о семье национальной принадлежности, обычаях успешно достигается в условиях организованной развивающей среды;

— прослеживается интеграция образовательных областей;

— предложенье для практического применения: мини- проект; конспекты, непосредственно – образовательной деятельности, развлечения, народные праздники, которые могут быть использованы воспитателем в различных видах деятельности с привлечением родителей.

ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ:

— Расширять представления об истории семьи, её традициях, обычаях, национальной принадлежности;

— Привлекать родителей к участию в мероприятиях, обрядовых праздниках и развлечениях;

— Развивать личностные качества ребенка, направленные на воспитание любви к родному краю, его традициям.

Инновационный проект вызовет интерес к истории и традициям своего народа.

ПРОБЛЕМА

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействия.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Современная модель сотрудничества д/сада с семьёй понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и д/сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться под девизом: « Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с семьями воспитанников всегда направлена на реализации процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс д/сада.

Проблема реализации данного проекта вытекает из приобщения детей дошкольного возраста к семейным национальным традициям, обычаям, специфике их культуры и целостностей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников. Осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников.

ЗАДАЧИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-Формировать представления о национальной принадлежности;

— Расширять представления об истории семьи, е традициях и обычаях.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

— Развивать творческие способности у детей;

— Консультировать родителей по проблемам объяснения детям их национальной принадлежности, особенностей традиций, обрядов, обычаев, людей разных национальностей;

— Развивать речевые и исполнительные способности;

— Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

— продолжать воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям, традициям;

— привлекать родителей к организации мероприятий, обрядовых праздников и развлечений;

— воспитывать нравственные человеческие качества: доброту, бережное, добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и родного края, уважение к взрослым и сверстникам.

ГИПОТЕЗА

Поликультурное воспитание дошкольников возможно в том случае, если педагогическая организация работы в д/саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно- воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

АВТОР ПРОЕКТА: Пискайкина Л.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

ТИП ПРОЕКТА: творческий.

ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

Словесные: беседа, чтение произведений художественной литературы, обсуждение, рассказ.

Наглядные: рассматривание иллюстраций альбомов, фотоальбомов, открыток.

Практические игры: (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, музыкальные, игровые ситуации, развлечения, праздники, экскурсии, посещение мини- музея, театра, продуктивная деятельность, конкурсы, выставки.

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Музыкальные инструменты: трещотки, ложки, колокольчики.

Атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, цирка).

Технические средства обучения: видео аудиоаппаратура: наборы СД ДВ дисков, микрофонов и т.д.

Национальные костюмы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Демонстрационный и дидактический материал.

Методические пособия.

Методическая литература.

Конспекты непосредственно – образовательной деятельности по образовательным областям.

Конспекты сценариев праздников, развлечений.

1 ЭТАП

Информационно — накопительный

Сентябрь – октябрь

Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта.

Подобрать научно – методическую литературу, иллюстрированный и дидактический материал для взрослых и детей.

Довести до участников важность данного проекта.

Составить перспективный план мероприятий.

2 этап – основной

Перспективный план реализации проекта

(октябрь 2024- май 2025гг.)

ОКТЯБРЬ 1.Провести родительское собрание «Поговорим о толерантности» 2.Консультация для родителей «Поликультурное воспитание в семье»

НОЯБРЬ

1.Беседа «Маленькая сестра – это моя семья» 2.Выставка детских рисунков «Моя семья»
ДЕКАБРЬ
1.Д/и «Знакомство с куклой в мордовском национальном костюме» 2.Беседа «Любимое блюдо моей семьи» 3.Выставка поделок и рисунков «Зимушка хрустальная»
ЯНВАРЬ
1.Знакомство с народным зимним праздником «Рождество» или «Рожтовань Кудо» 2.Выставка рисунков «Сказки в рисунках детей и взрослых»
ФЕВРАЛЬ
1.Д/и «Что это и откуда» (о национальных предметах быта и домашней утвари) 2.Сюжетно-ролевая игра «Семья» 3.Свободное общение «Папа – мой лучший друг»

4.Фотовыставка «Наш папа – защитник отечества»

МАРТ
1.Консультация для педагогов «Цели и приоритеты поликультурного воспитания в семье» 2.Фотовыставка «Моя мама» 3.Беседа «Мамины помощники»

4.Знакомство с куклой в татарском национальном костюме

АПРЕЛЬ
1.Беседа «Весенние народные праздники» 2.Свободное общение «Один день из жизни семьи» 3.Знакомство с куклой в русском костюме

4.Выставка рисунков «Как мы дома отдыхаем»

МАЙ
1.Беседа «Моя семья – мое богатство» 2.Экскурсия в краеведческий музей 3.Д/и «Одень куклу в национальный костюм»

4.Развлечение «Наша дружная семья»

3 этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Презентация проекта «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников».

Показ кукольных спектаклей с использованием разнообразных видов театра.

Развлечение совместно с родителями «Чаепитие у разных народов»

Выступления на родительских собраниях, педсоветах, семинарах.

Публикация наработок в СМИ.

Оформление информационных стендов для родителей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации проекта будет:

1.В группе создана специальная развивающая среда для познавательной активности ребенка.

2. Разработана программа по проведению мероприятий совместно с родителями.

3. Организованы фотовыставки, выставки, семейные газеты, способствующие сплочению семьи.

Доведена информация для родителей и педагогов влияющее на повышение их культурного уровня

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Мы считаем, что данный проект позволит в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о семье, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами: воспитатели + родители +дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.

Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строиться под девизом: «Все друг другу мы нужны».

Предполагаемые результаты реализации проекта

Создание условий для ознакомления дошкольников с особенностями традиций, обрядов, обычаев людей разных национальностей.

Внедрение новых форм работы с детьми и семьями воспитанников.

Положительная динамика развития:

Дети должны знать:

— свою национальную принадлежность;

— особенности традиций, обрядов, обычаев людей разных национальностей;

-своё генеалогическое древо;

— люди каких национальностей живут в Мордовии;

— национальные праздники и их значение;

— о производстве Мордовии, где работают их родители;

— элементы национального костюма;

— предметы домашнего обихода;

— национальные подвижные игры;

— выдающихся деятелей, скульпторов, композиторов и художников Республики Мордовия.

Дети должны уметь:

— использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;

— рассказывать о народных и семейных праздниках и традициях;

— использовать песенки, потешки национальной принадлежности.

Развитие у детей познавательной активности, творческих интересов.

Развитие у педагогов, родителей и детей толерантности по отношению к чужому образу жизни и поведения, основанную на понимании различий в культурном облике человека и его эмоциональной сфере.

Расширять связи д/сада и семьи.

Развитие коммуникативных навыков детей.

Умение применять накопленные практические навыки для социализации детей в обществе

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Мы в Мордовии живём. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О.В. Бурляева, Л.П. Карпунина, Е.Н. Киркина и другие Саранск. Мордов. КН. Изд-во, 2011г.

Брыжинский В.С. Мордовские народные игры/В.С. Брыжинский- Саранск, мордов.книж.изд-во, 2009;

Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Под ред. В.Н. Вершинина- Ульяновск, УИПКПРО, 2004.

Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990.

Чиркова С.В… Родительские собрания в д/саду.-М. «Вако», 2011г.

59
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!