урок чтения и русского языка в 1,3 классах малокомплектной школе на тему "Правописание ь и Ъ разде

Тема: «Буква Ъ и  Ь разделительные.

Цели: 1. Познакомиться с твёрдым знаком в сопоставлении с мягким знаком разделительным.

            2. Совершенствовать навыки чтения.

            3. Развивать память, внимание, мышление.

Обучение ууд: уметь озаглавливать тексты на основе выбора ключевых слов.

Оборудование: карточки с напечатанными словами, слайды презентации.

 

Ход урока

  1. Организационная часть.

А) беседа.

(одновременно с учащимися 3 класса).

— Какое время года сейчас идёт за окном?

(Зима). Показ слайда №1.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня

Словно пухом устилает

Все дорожки и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок.

  1. Включение в учебную деятельность.

 (Совместно с учащимися 3 класса).

А) Беседа.

— О каком природном явлении говорится в этом стихотворении?

(Идёт снег).

— А какие природные явления бывают ещё зимой?

(морозы, метели, вьюги).

— Мороз выписывает узоры на стёклах и  написал узоры на доске.

— Назовите буквы, написанные на доске.

а б в д з к л с т у г

— Назовите гласные буквы.

— Назовите согласные буквы.

— Назовите согласные, обозначающие глухие звуки.

— Назовите согласные буквы, обозначающие звонкие звуки.

— Какие дети учатся в нашем классе?

А- аккуратные

Б – бодрые

Д – добрые

З – здоровые

И – игривые

Л – любознательные

С – сильные

Т – трудолюбивые

У – умные

Ч – честные

(показываю карточки с  напечатанными словами и вешаю на доску).

  1. Актуализация знаний.

1. Чтение текста «Светофор».

2. Беседа.

— Как называется участок дороги, где передвигаются пешеходы?

(тротуар).

— В какую сторону надо посмотреть в первую очередь при переходе дороги?

(налево).

— На какой сигнал светофора  следует переходить дорогу?

(на зелёный).

Оценка деятельности с помощью светофора.

  1. Пересказ содержания рассказа «Светофор».

Оценка деятельности с помощью светофора.

  1. Постановка целей и определение темы урока.

(Совместно с учащимися 3 класса).

1. Создание проблемной ситуации.

Прочитайте сказку «Сказка о разделительном «ъ» и «ь» и скажите, что же случилось со словами.

— Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился во втором классе. Однажды Незнайкин писал диктант «Сел кашу», «пю воду», «веду сёмку», «забить коля» — старательно выводил он.

— Ой, ой, ой – испугались неправильно написанные слова. В таком виде нельзя показываться в обществе: нас на смех поднимут.

— А что с вами случилось?- удивился Незнайкин.

(Текст напечатан у учащихся на карточках).

2. Решение проблемной ситуации.

— Что же случилось со словами: сел, пю, сёмку, коля.

(Запись на доске и у учащихся на карточках).

— Какие же знаки надо писать в этих словах?

( «Ъ» и «ь»)

3. Определение темы урока. Показ слайда №2.

— Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

5. Работа над темой урока.

(одновременно с учащимися двух классов).

  1. Знакомство с ролью «ь» и «ъ» — разделительных. Показ слайда №3 и №4.
  2. Упражнение в чтении слов с «ъ» — разделительным.

А) Чтение слов по карточкам.

       Чтение пар слов.

Сел           ехал               обедал

Съел        съехал            объедал

 

Ели

Съели

  1. Работа по учебнику.

А) Чтение стихов о твёрдом и мягком знаках на с. 75.

4. Самостоятельная работа.

А) Выборочное чтение и подчёркивание слов с «ъ» и «ь».

Оценка деятельности с помощью светофора.

5. Работа над слайдом №5.

— Почему «ъ» и «ь» называют безработными буквами?

(они не обозначают никаких звуков).

6. Чтение правила на с. 75.

 

6. Физкультминутка.

Мы сейчас все встанем дружно.

Отдохнуть немножко нужно.

Чтобы отдых пальцам дать,

Надо ими помахать.

Чтобы не устали ноги,

Мы попрыгаем немного.

7. Продолжение работы над темой.

    1. Сравнение роли и действий «ь» и «ъ» — разделительных. Показ слайда №6.

(Одновременно с учащимися двух классов).

2. Работа по учебнику.

А) Работа в паре.

Чтение стихотворения В. Орлова по ролям.

  1. Проверка. Чтение по ролям.

Оценка деятельности с помощью светофора.

  1. Работа над дикцией. Показ слайда №10.

8. Рефлексия.

А) Звуко-буквенный анализ слов.

Показ слайда №11.

Показ слайда №12.

Оценка своей  деятельности.

Итог урока.

(Одновременно с двумя классами).

— Покажите настроение сегодняшнего урока?

— Что вы узнали?

— Чему научились?

— Для чего нужны «ь» и «ъ» разделительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Правописание слов с разделительными «Ъ» и «Ь».

Цели: 1. Формировать умения правильно употреблять разделительные «Ъ» и «Ь» при написании слов.

             2. Уметь сравнивать особенности написания «Ъ» и «Ь», переносить слова с «Ъ» и «Ь» знаками.

              3. Развивать словарный запасучащихся.

Оборудование: карточки с напечатанными словами и текстами, слайды презентации.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Организационная часть.

Показ слайда №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Включение в учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Минутка чистописания.
  2. Запись букв.
  3. Запись слов.

— Давайте посмотрим, какие вы умные, трудолюбивые, аккуратные. Напишите буквы и на другой строчке слова с этими буквами.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Постановка целей и определение темы урока.

 

 

 

 

 

5. Работа над темой урока.

 

 

 

 

 

  1. Упражнение в разборе слов по составу.

А) Работа по учебнику с. 13 упр. 24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наблюдение над правописанием «Ъ».
  2. Чтение правила
  3. Выполнение упр. 23 с. 13.

 

 

 

  1. Наблюдение над правописанием «ь»разделительного.

6.Физкультминутка.

 

 

 

 

7.Словарная работа. Показ слайда №7.

А. Запись слов с «ь» разделительным.

 

 

 

 

 

 

 

Б. Самопроверка. Показ слайда №8.

8. Знакомство со способом переноса слов с «ъ» разделительным. Показ слайда №9.

2. Чтение правила с. 14 учебника.

3. Работа в тетради. Упражнение в переносе слов с «ъ».

4. Проверка.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1040
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!