Рабочие программы 3 класс (Музыка)

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

 

Рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры учителей начальных классов

протокол № ______ от _______________________

 

_____________Гринина Н.В.

 

Утверждена

директором школы

приказ № ______ от _____________________

 

_____________Баулина Г. П.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по курсу «Музыка»

3 «А» класс

 

 

                                                                               Составитель:

                                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                     Гришанина И. В.

 

 

 

 

 

2014 — 2015 г


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» — Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, утвержденной МО в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Основные содержательные линии

Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Цели обучения

Изучениемузыки в начальной школе реализуют следующие цели:

  • формированиеоснов музыкальной культуры;
  • развитиеинтереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
  • освоениемузыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладениепрактическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
  • воспитаниемузыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Предмет музыка в 3 классе начальной школы  имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

·        формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

·        воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

·        развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

·        совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);

·        расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

·        активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

·        накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Количество часов на изучение программы           34

Количество часов в неделю                                      1

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 Отличительная особенность программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

 Авторская программа «не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей  и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки- концерты, а также, программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Место курса «Изобразительного искусства» в учебном плане

На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан  на 135 ч: 33 ч — в 1 классе  (33 учебные недели), по 34 ч — во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность  жизни  –  признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире  в целом как величайшей  ценности,  как  основы для   подлинного  художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность  природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и  неживой  природы.  Любовь к  природе означает,  прежде  всего бережное отношение к  ней  как к среде  обитания и  выживания человека, а  также  переживание  чувства красоты,  гармонии,  её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность   человека   как  разумного существа, стремящегося к добру,  самосовершенствованию  и  самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через  сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,  как  проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.

Ценность   семьи  как  первой и  самой значимой  для   развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,  этнических  традиций  народов России от поколения к поколению и тем  самым жиз- неспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человеческой жизни,  потребности творческой самореализации,  состояния  нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути  является человек.

Ценность  социальной солидарности как  признание  прав  и свобод  человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность  гражданственности  –  осознание человеком себя  как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность   человечества как  части  мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Результаты усвоения курса

Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетичес­кие и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создаю­щие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в твор­ческом самовыражении. Приобщение к достижениям нацио­нальной, российской и мировой музыкальной культуры и тра­дициям, многообразию музыкального фольклора России, об­разцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толе­рантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения вы­являть выраженные в музыке настроения и чувства и переда­вать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыра­жения.

В области развития общепознавательных действий изуче­ние музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Метапредметныесвязи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

— литературным чтением (А.О. Морено «Сказка», Л. Лапцуй «Первая песня», В. Одоевский «Городок в табакерке», В. Лунин сказка «Песенка»);

— изобразительным искусством (изобразительный ряд представлен в учебнике ярко образными, доступными по восприятию репродукциями картин русских и зарубежных художников, изделиями мастеров народных промыслов);

— окружающим миром (темы «Краски осени», «Природа просыпается», «Мелодии и краски весны», «Мелодии дня»).

Предметные результаты

К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
  •  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  •  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  •  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
  •  охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  •  узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
  •  

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Наименование тем

Максимальная нагрузка

Теоретическое обучение

Контрольная работа

1

Россия – Родина моя!

5 часов

5 часов

 

1.1

Мелодия – душа музыки

Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4)

1

1

 

1.2

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины»)

1

1

 

1.3

Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке.

1

1

 

1.4

Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева

1

1

 

1.5

С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ)

1

1

 

2

День, полный впечатлений.

4 часа

3часа

1 час

2.1

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка»)

1

1

 

2.2

Опера «Иван Сусанин»

М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы.

1

1

 

2.3

Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и  П.Чайковского («Детский альбом»)

1

1

 

2.4

Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий».

1

 

1

3

О России петь, что стремиться в храм.

7 часов

6 часов

1 час

3.1

Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова)

1

1

 

3.2

Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов

1

1

 

3.3

Образ матери в современном искусстве

1

1

 

3.4

Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

1

1

 

3.5

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке

1

1

 

3.6

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

1

1

 

3.7

Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся.

1

 

1

4

Гори, гори ясно,  чтобы не погасло

3 часа

3 часа

 

4.1

Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе

1

1

 

4.2

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля

1

1

 

4.3

Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова

1

1

 

5

В музыкальном театре

6 часов

6  часов

 

5.1

Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

1

1

 

5.2

Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

1

1

 

5.3

Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия).

1

1

 

5.4

Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова

1

1

 

5.5

«Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского

1

1

 

5.6

Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова

1

1

 

6

В концертном зале

5 часов

4 часа

1 час

6.1

Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте.

1

1

 

6.2

Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение.

1

1

 

6.3

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»

1

1

 

6.4

Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) Особенности интонационно-образного развития образов.

1

1

 

6.5

Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения)

1

 

1

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

4 часа

3 часа

1 час

7.1

Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки.

1

1

 

7.2

Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки.

1

1

 

7.3

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40»)

1

1

 

7.4

Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального развития учащихся

1

 

1

 

Итого часов:

34

29

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количе­ство

Примечания

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с те­матикой, определённой в примерной программе по музыке (в том числе в цифро­вой форме)

Д

 

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по музыке (в том числе в цифровой форме).

Ф

Д

 

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты композиторов, музыкантов, поэтов и писателей

Д/К

    Д

 

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор

Видеомагнитофон/видеоплеер.

Аудиоцентр/магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Экспозиционный экран.

Сканер.

Принтер лазерный.

Принтер струйный цветной

Фотокамера цифровая.

Видеокамера  цифровая со штативом.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

 

Экранно-звуковыв пособия

 

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведении.

Видеофильмы,   соответствующие   содержаниюобучения.

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения .

Мультимедийные (цифровые) образовательныересурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

    Д

Д

Д

 

Игры и игрушки

 

Настольные  развивающие  игры,  музыкальное

лото, викторины

Ф

 

 

Оборудование класса

 

 

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактическихматериалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Полки для музыкальных инструментов.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

К

Д

Д

Д

Д

Д

 

 

 

Учебно – методическое обеспечение предмета

Методическая литература для учителя

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 336 с.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002.- 240с.
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
  4. Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1985.- 140с.
  5. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.- 288с.
  6. Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 112с.
  7. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с.
  8. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002.- 207с.
  9. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 64с.
  10. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.
  11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 240с.
  12. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 368с.
  13. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  14. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 320с.
  15. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006.- 128с.

 

 

Литература для учащихся.

  1. Я познаю мир. Дет.энциклопедия: Музыка /Авт.А.С.Кленов. Под общ.ред.О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464с.
  2. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка.- Ростов н /Д.: «Феникс», 2002.- 128с.
  3. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн. для  учащихся.- М.: Просвещение, 1994.- 79с.
  4. Ушакова О.Д. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.- 96 с.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
  2. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
  3. Шедевры музыки. «Шедевры мировой культуры», М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2001.
  4. Детский музыкальный альбом. Музыкальная история. Симфонический оркестр. М.: Мелодия, 2006 (CD).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№п/п

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

 

1 четверть (9часов)

 

 

 

Раздел 1. Россия – Родина моя! (5 часов)

 

 

  1.  

Мелодия – душа музыки

Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4)

 

 

  1.  

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины»)

 

 

  1.  

Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке.

 

 

  1.  

Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева

 

 

  1.  

Опера «Иван Сусанин»

М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы.

 

 

 

Раздел 2. День, полный событий (4 часа)

 

 

  1.  

С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ)

 

 

  1.  

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка»)

 

 

  1.  

Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и  П.Чайковского («Детский альбом»)

 

 

  1.  

Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий».

 

 

 

2 четверть (7 часов)

 

 

 

Раздел 3. О России петь, что стремиться в храм (7часов)

 

 

  1. 1

Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова)

 

 

  1. 2

Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов

 

 

  1. 3

Образ матери в современном искусстве

 

 

  1. 4

Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

 

 

  1. 5

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке

 

 

  1. 6

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

 

 

  1. 7

Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся.

 

 

 

3 четверть (10 часов)

 

 

 

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3часа)

 

 

  1. 1

Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе

 

 

  1. 2

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля

 

 

  1. 3

Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова

 

 

 

Раздел 5. В музыкальном театре (6 часов)

 

 

  1. 4

Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

 

 

  1. 5

Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

 

 

  1. 6

Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия).

 

 

  1. 7

Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова

 

 

  1. 8

«Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского

 

 

  1. 9

Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова

 

 

 

Раздел 6. В концертном зале (5 часов)

 

 

  1. 10

Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте.

 

 

 

4 четверть (8 часов)

 

 

  1. 1

Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение.

 

 

  1. 2

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»

 

 

  1. 3

Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) Особенности интонационно-образного развития образов.

 

 

  1. 4

Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения)

 

 

 

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4часа)

 

 

  1. 5

Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки.

 

 

  1. 6

Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композитора

 

 

  1. 7

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40»)

 

 

  1. 8

Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального разития учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

615
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!