Рабочие программы 3 класс (Музыка)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Рассмотрена и одобрена на заседании
кафедры учителей начальных классов
протокол № ______ от _______________________
_____________Гринина Н.В.
Утверждена
директором школы
приказ № ______ от _____________________
_____________Баулина Г. П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Музыка»
3 «А» класс
Составитель:
учитель начальных классов
Гришанина И. В.
2014 — 2015 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» — Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, утвержденной МО в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основные содержательные линии
Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Цели обучения
Изучениемузыки в начальной школе реализуют следующие цели:
- формированиеоснов музыкальной культуры;
- развитиеинтереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
- освоениемузыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладениепрактическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
- воспитаниемузыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Предмет музыка в 3 классе начальной школы имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
· формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
· воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
· развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
· совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);
· расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
· активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
· накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Количество часов на изучение программы 34
Количество часов в неделю 1
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Авторская программа «не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки- концерты, а также, программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Место курса «Изобразительного искусства» в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жиз- неспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты усвоения курса
Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.
Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Метапредметныесвязи просматриваются через взаимодействия музыки с:
— литературным чтением (А.О. Морено «Сказка», Л. Лапцуй «Первая песня», В. Одоевский «Городок в табакерке», В. Лунин сказка «Песенка»);
— изобразительным искусством (изобразительный ряд представлен в учебнике ярко образными, доступными по восприятию репродукциями картин русских и зарубежных художников, изделиями мастеров народных промыслов);
— окружающим миром (темы «Краски осени», «Природа просыпается», «Мелодии и краски весны», «Мелодии дня»).
Предметные результаты
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование тем
Максимальная нагрузка
Теоретическое обучение
Контрольная работа
1
Россия – Родина моя!
5 часов
5 часов
1.1
Мелодия – душа музыки
Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4)
1
1
1.2
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины»)
1
1
1.3
Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке.
1
1
1.4
Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева
1
1
1.5
С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ)
1
1
2
День, полный впечатлений.
4 часа
3часа
1 час
2.1
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка»)
1
1
2.2
Опера «Иван Сусанин»
М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы.
1
1
2.3
Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и П.Чайковского («Детский альбом»)
1
1
2.4
Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий».
1
1
3
О России петь, что стремиться в храм.
7 часов
6 часов
1 час
3.1
Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова)
1
1
3.2
Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов
1
1
3.3
Образ матери в современном искусстве
1
1
3.4
Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
1
1
3.5
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке
1
1
3.6
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.
1
1
3.7
Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся.
1
1
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
3 часа
3 часа
4.1
Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе
1
1
4.2
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля
1
1
4.3
Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова
1
1
5
В музыкальном театре
6 часов
6 часов
5.1
Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.
1
1
5.2
Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.
1
1
5.3
Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия).
1
1
5.4
Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова
1
1
5.5
«Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского
1
1
5.6
Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова
1
1
6
В концертном зале
5 часов
4 часа
1 час
6.1
Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте.
1
1
6.2
Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение.
1
1
6.3
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»
1
1
6.4
Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) Особенности интонационно-образного развития образов.
1
1
6.5
Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения)
1
1
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
4 часа
3 часа
1 час
7.1
Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки.
1
1
7.2
Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки.
1
1
7.3
Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40»)
1
1
7.4
Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального развития учащихся
1
1
Итого часов:
34
29
4
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по музыке (в том числе в цифровой форме)
Д
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по музыке (в том числе в цифровой форме).
Ф
Д
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты композиторов, музыкантов, поэтов и писателей
Д/К
Д
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Телевизор
Видеомагнитофон/видеоплеер.
Аудиоцентр/магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экспозиционный экран.
Сканер.
Принтер лазерный.
Принтер струйный цветной
Фотокамера цифровая.
Видеокамера цифровая со штативом.
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Экранно-звуковыв пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведении.
Видеофильмы, соответствующие содержаниюобучения.
Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения .
Мультимедийные (цифровые) образовательныересурсы, соответствующие содержанию обучения
Д
Д
Д
Д
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры, музыкальное
лото, викторины
Ф
Оборудование класса
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактическихматериалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Полки для музыкальных инструментов.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
К
Д
Д
Д
Д
Д
Учебно – методическое обеспечение предмета
Методическая литература для учителя
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 336 с.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002.- 240с.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
- Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1985.- 140с.
- Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.- 288с.
- Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 112с.
- Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с.
- Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002.- 207с.
- Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 64с.
- Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 240с.
- Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 368с.
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 320с.
- Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006.- 128с.
Литература для учащихся.
- Я познаю мир. Дет.энциклопедия: Музыка /Авт.А.С.Кленов. Под общ.ред.О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464с.
- Ивановский Ю.А. Занимательная музыка.- Ростов н /Д.: «Феникс», 2002.- 128с.
- Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1994.- 79с.
- Ушакова О.Д. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.- 96 с.
Электронные образовательные ресурсы:
- Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
- Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
- Шедевры музыки. «Шедевры мировой культуры», М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2001.
- Детский музыкальный альбом. Музыкальная история. Симфонический оркестр. М.: Мелодия, 2006 (CD).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Тема урока
Планируемая дата
Фактическая дата
1 четверть (9часов)
Раздел 1. Россия – Родина моя! (5 часов)
Мелодия – душа музыки
Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4)
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины»)
Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке.
Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева
Опера «Иван Сусанин»
М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы.
Раздел 2. День, полный событий (4 часа)
С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ)
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка»)
Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и П.Чайковского («Детский альбом»)
Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий».
2 четверть (7 часов)
Раздел 3. О России петь, что стремиться в храм (7часов)
- 1
Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова)
- 2
Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов
- 3
Образ матери в современном искусстве
- 4
Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
- 5
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке
- 6
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.
- 7
Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся.
3 четверть (10 часов)
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3часа)
- 1
Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе
- 2
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля
- 3
Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова
Раздел 5. В музыкальном театре (6 часов)
- 4
Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.
- 5
Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.
- 6
Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия).
- 7
Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова
- 8
«Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского
- 9
Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова
Раздел 6. В концертном зале (5 часов)
- 10
Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте.
4 четверть (8 часов)
- 1
Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение.
- 2
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»
- 3
Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) Особенности интонационно-образного развития образов.
- 4
Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения)
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4часа)
- 5
Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки.
- 6
Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композитора
- 7
Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40»)
- 8
Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального разития учащихся