Рабочая программа элективного курса по физике Познай физику в задачах и экспериментах 7 класс (базов
Пояснительная записка
Программа элективного курса по физике «Познай физику в задачах и экспериментах» предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа в год, 1час в неделю… За основу взята программа учителя физики Мосейчук Василия Александровича. (festival.1september.ru/articles/210779/ )Элективный курс для учащихся, проявляющих интерес к физике. В своей программе ставлю задачу не расширения изучаемого материала, а общего развития школьников. Для этого часть времени отводится на экспериментальные задания, выполняя которые, учащиеся овладевают физическими методами познания: собирают экспериментальные установки, измеряют физические величины, представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков, делают выводы из эксперимента, объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.
Целью данного курса является укрепление знаний учащихся, формирование мотивационной основы для осознанного подхода к изучению учебного материала. Для этого необходимо знать особенности подхода к решению различных типов задач.
В процессе изучения курса ставятся и решаются следующие задачи:
Ø развитие логического мышления учащегося;
Ø формирование у школьников умений самостоятельно применять знания;
Ø развитие творческих способностей;
Ø умение применять различные способы решения одной и той же задачи;
Ø проводить анализ полученного решения, ответа ;
Ø воспитывать умение работать в паре, в группе ;
Ø осознание и понимание физических явлений и законов;
Ø получение навыков по решению задач повышенной трудности;
Ø формирование у учащихся умений и навыков по использованию в экспериментальных работах простейших приборов и приспособлений.
Программа посвященаобучению различным методам решения качественных, расчётных и экспериментальных задач. Это актуально в начале изучения базового курса физики, т.к. учащиеся всегда испытывают трудности при выполнении данных учебных заданий.
Предлагаемый курс содержит задачи по всем разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес к предмету у обучающихся. Включенные в программу экспериментальные задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития (все задания дифференцированы по степени сложности).
Методы обучения
В элективном курсе используются эвристические методы обучения:
Ø Метод исследований (сравнение аналогий, классификации и др.)
Ø Метод гипотез.
Ø Метод прогнозирования.
Ø Метод ошибок.
Ø Метод самоорганизации обучения.
Ø Метод взаимообучения.
Ø Метод самооценки.
Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении знаний, при выполнении творческих заданий. Учитель выступает в роли организатора, консультанта, эксперта.
Чтобы оценить достижения учащегося в процессе изучения спецкурса будут проведены 2 контрольные работы.
В процессе работы по изучению данного курса учащиеся овладевают:
Ø умениями анализировать, приводить в систему ранее полученные знания, использование различных подходов к решению задачи.
Ø элементами исследовательских процедур при решении практических задач, творческих заданий.
Ø умениями работать индивидуально, в паре, в группе.
Основные формыорганизации учебных занятий:
Ø лекция;
Ø самостоятельная практическая работа;
Ø консультация с учителем;
Ø работа в малых группах (2-3 человека);
Ø защита творческих заданий;
Ø выполнение экспериментов.
При работе по данной программе используются разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются: выступления школьников,
подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач,
индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи.
При подборе задач используются задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению различных типов задач, формирование познавательной деятельности.
В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности, выполнять эксперименты и обрабатывать результаты.
КОЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ УРОКА
ДАТА
ТЕМА УРОКА
ФОРМА РАБОТЫ
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Цели и задачи элективного курса физики.Классификация задач.
Л
2.
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешности их измерений.
Л, П
3.
Определение цены деления приборов и измерение физических величин.
П
4.
Экспериментальная работа № 1. "Измерение длины проволоки"
Э
5.
Экспериментальная работа № 2. "Определение толщины металлической пластины прямоугольной формы"
Э
6.
Решение качественных задач на строение вещества и диффузию
Л, П
7.
Решение задач на среднюю скорость
П
8.
Решение задач на механическое движение
П
9.
Экспериментальная работа № 3 "Определение внутреннего объема маленького флакона "
Э
10.
Решение задач на плотность
П
11.
Решение задач на плотность
П
12.
Экспериментальная работа № 4 "Определение пустого пространства теннисного шарика, заполненного кусочками алюминия"
Э
13.
Решение задач на массу и плотность
П
14.
Решение задач на массу и плотность
П
15.
Решение задач на определение силы.
П
16.
Решение задач на давление твердых тел
П
17.
Экспериментальная работа № 6 "Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную поверхность"
Э
18.
Решение задач на давление в жидкостях
П
19.
Решение задач на давление в жидкостях, на сообщающиеся сосуды
П
20.
Решение задач на архимедову силу
П
21.
Решение задач архимедову силу
П
22.
Решение задач на плавание тел
П
23.
Экспериментальная работа № 7 "Определение массы тела, плавающего в воде"
Э
24.
Решение задач на архимедову силу
П
25.
Решение задач на архимедову силу
П
26.
Экспериментальная работа № 10 "Определение плотности камня"
Э
27.
Решение задач на работу переменной силы
П
28.
Решение задач на мощность
П
29.
Решение задач на работу
П
30.
Решение качественных задач на простые механизмы
П
31.
Решение комбинированных задач по темам 7-го класса
П
32.
Решение комбинированных задач по темам 7-го класса
П
33.
Решение комбинированных задач по темам 7-го класса
П
34.
Решение комбинированных задач по темам 7-го класса
П
Литература :
1. Зильберман А.Р. Задачи для физиков. – М.: Знание, 1981;
2. Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987;
3. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 1988;
4. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1992;
5. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984.
6. Перышкин А.В. Физика 7 класс. – М.: Дрофа, 2009;
7. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2008;
8. Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. – Санкт — Петербург: Книжный мир, 2005;
9. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. – М: Просвещение, 2006;
10. Литература для учащихся:
11. Альминдеров В.В. Сто задач по физике и одна главная. – М.: Школьная Пресса, 2009;
12. Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа, 1973;
13. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985;
14. СтепановаГ.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7-8", — С-Пб., "СпецЛит", 2000.
15. Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", — М., "Просвещение", 1987.
16. Тульчинский М.Е."Качественные задачи по физике 6-7 класс", — М., "Просвещение", 1976.
Экспериментальные работы (7класс)
Экспериментальная работа № 1.
" Измерение длины проволоки"
СПОСОБ 1.
Оборудование:
· моток тонкой медной проволоки, который нельзя размотать,
· весы, гири,
· карандаш, линейка,
· образец проволоки 15-20 см.
Методические указания.
1. Определите массу мотка на рычажных весах.
2. Намотать 30-40 витков образца проволоки на карандаш и измерить длину намотанной части.
3. Определить диаметр проволоки ,
где l – длина намотанной части, N – количество витков.
4. Определить площадь сечения проволоки
5. Из формулы плотности определить объем
6. Найти длину проволоки
СПОСОБ 2.
Оборудование:
· моток тонкой медной проволоки,
· весы, гири,
· образец проволоки,
· полоска миллиметровой бумаги, карандаш.
Методические указания.
Работа выполняется как в 1 способе, длина намотанной части определяется с помощью полоски миллиметровой бумаги.
СПОСОБ 3.
Оборудование:
· моток тонкой медной проволоки,
· весы, гири,
· образец проволоки,
· штангенциркуль или микрометр.
Методические указания.
Диаметр проволоки определяется с помощью штангенциркуля или микрометра.
Экспериментальная работа № 2.
" Определение толщины алюминиевой пластины
прямоугольной формы".
Оборудование:
· весы, гири,
· линейка,
· алюминиевая пластина с известной плотностью.
Методические указания.
1. Определить массу пластины на весах
2. Найти объем пластины
3. Измерить ширину, длину пластины и вычислить ее площадь
4. Определить толщину пластины
Экспериментальная работа № 3.
" Определение внутреннего объема флакона из-под духов".
Оборудование:
· флакон из-под духов с пробкой,
· весы, гири,
· мензурка.
СПОСОБ 1.
Методические указания.
1. Взвесить на весах флакон.
2. Найти объем стекла (плотность стекла известна)
3. Опустить в мензурку закрытый флакон и определить объем вытесненной воды, который равен внешнему объему флакона
4. Определить внутренний объем флакона
СПОСОБ 2.
Методические указания.
1. Определить объем закрытого флакона с помощью мензурки V внеш
2. Открытый флакон погрузить в мензурку, после полного заполнения водой определить объем стеклаV ст
3. Определить внутренний объем флакона
Экспериментальная работа № 4.
" Определение пустого пространства теннисного шарика,
заполненного кусочками алюминия".
Оборудование:
· теннисный шарик, наполненный кусочками алюминия и герметически закрытый,
· весы, гири,
· мензурка.
Методические указания.
1. Определить массу шарика с помощью рычажных весов.
2. Определить объем шарика с помощью мензурки.
3. Определить объем алюминия (пренебрегая массой шарика)
4. Найти объем пустого пространства
Экспериментальная работа № 5.
" Определение массы латуни (меди) и алюминия
в капроновом мешочке, не раскрывая его".
Оборудование:
· мешочек с кусочками металлов,
· весы, гири,
· мензурка.
Методические указания.
1. Взвесить мешочек на рычажных весах.
2. Определить объем металлов в мешочке с помощью мензурки.
3. Определить объем каждого металла
,
,
4. Определить массу каждого металла
Экспериментальная работа № 6.
" Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом
на горизонтальную поверхность".
СПОСОБ 1.
Оборудование:
· цилиндрическое тело,
· весы, гири,
· линейка.
Методические указания.
1. Определить массу тела с помощью рычажных весов.
2. Найти вес тела
3. Измерить диаметр цилиндра d с помощью линейки.
4. Определить площадь основания
5. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность , где F=P
СПОСОБ 2.
Оборудование:
· цилиндрическое тело,
· весы, гири,
· миллиметровая бумага.
Методические указания.
1. Определить массу тела с помощью рычажных весов.
2. Найти вес тела
3. Поставить на миллиметровую бумагу тело, обвести контур и приблизительно найти площадь основания цилиндра.
4. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность , где F=P
СПОСОБ 3.
Оборудование:
· цилиндрическое тело, известной плотности,
· полоска миллиметровой бумаги.
Методические указания.
1. Измерить полоской миллиметровой бумаги высоту h цилиндра и диаметр основания d.
2. Найти площадь основания и объем тела ,
3. Найти вес тела
4. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность , где F=P
Экспериментальная работа № 7.
" Определение массы тела, плавающего в воде".
Оборудование:
· цилиндрический сосуд (пластмассовая бутылка с отрезанным верхом),
· линейка,
· тело, плавающее в воде.
Методические указания.
1. Отметить уровень воды в бутылке.
2. Опустить в воду тело, определить высоту подъема воды h
3. Измерить диаметр d бутылки с помощью линейки.
4. Определить площадь сечения бутылки и объем вытесненной воды телом ,
5. Найти массу тела, используя условие плавания тела
Экспериментальная работа № 8.
" Определение объема куска льда".
Оборудование:
· цилиндрический сосуд (пластмассовая бутылка с отрезанным верхом),
· линейка,
· кусок льда.
Методические указания.
1. Отметить уровень воды в бутылке.
2. Опустить в воду кусок льда, определить высоту подъема воды h
3. Измерить диаметр d бутылки с помощью линейки.
4. Определить площадь сечения бутылки и объем вытесненной воды льдом ,
5. Найти объем льда, используя условие плавания тела
Экспериментальная работа № 9.
" Определение плотности твердого тела".
Оборудование:
· сосуд с водой,
· твердое тело небольших размеров,
· стакан,
· весы, гири.
Методические указания.
1. Определить массу стакана, доверху налитого водой m1.
2. Определить массу тела m.
3. Отлить воду из стакана, опустить тело в стакан, долить воду доверху и определить массу стакана с водой и телом m2.
4. Определить массу вытесненной воды телом
5. Найти объем вытесненной воды, который равен объему тела
6. Определить плотность тела
Экспериментальная работа № 10.
" Определение плотности камня".
Оборудование:
· стакан с водой,
· камень небольших размеров,
· динамометр,
· нитка.
Методические указания.
1. Определить вес тела в воздухе Р 1 , вес тела в воде – Р 2
2. Найти архимедову силу
3. Найти объем камня, используя формулу архимедовой силы
4. Найти плотность камня