Вода - чудесный дар природный.
Внеклассное занятие: «Вода – чудесный дар природный»
Цель: расширение знаний воспитанников о значимости воды в жизни человека.
познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
воспитание бережного отношения к воде как природному богатству.
Оборудование: глобус; картины с изображением моря, рек, водопадов, минеральная вода в бутылках.
Вос-ль:Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наше мероприятие называется: « Вода – чудесный дар природный». Вода – она всегда рядом с нами, мы знаем её, как только родимся, привыкаем к ней и потому чудом не почитаем. Между тем вода из самых ярких чудес природы. В стакане чая у вас – вода, в арбузе – вода, огурец – сплошная вода. Тело человека на три четверти состоит из воды.
И в каких только в ипостасях мы не видим воду! Из крана течет вода, родничок на краю оврага – тоже вода. Река, бегущая к морю, стоячее озеро, облако над землей, туман, дождик, град, снег, льды Антарктиды, похожий на папоротник зимний рисунок на оконном стекле, тучка золотая на вершине утеса в горах – все это вода.
Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картинки нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях.
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой.
То обретает легкость пара:
Была – и вдруг ее не стало.
Великий труженик водица,
Ну, как же ей не восхититься!
Она плывет к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
Вода лилась,
Шумел родник,
Пленял игрою молодою,
Чтоб человек пришел, приник
И жажду утолил водою.
Она была чиста, ясна,
Прозрачная –
Все звезды разом.
— Ребята, а что вы знаете о воде? Проверим ваши знания в ходе веселой викторины. Я буду загадывать вам загадки, вы должны отгадать. За правильный ответ вы получаете капельку воды (бумажный жетон в виде голубой капли воды).
1.До неба достанет, а от земли не видать (дождь).
2.Выросло, провисло,
Из бороды повылезло.
Солнышко встало –
Ничего не стало. (сосулька)
3. Горя не знает,
А слезы проливает. (грозовая туча)
4. С неба пришел – в землю ушел. (дождь)
5. Кругом вода, а с питьем беда. (море)
6. Я – вода, да по воде же и плаваю. (лед)
7. Что в руках не удержать? (воду)
8. Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (иней)
9. Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (дождь)
10. День и ночь кричит, а голос не устает. (водопад)
11. Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (облако)
12. Одеяло белое, не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (снег)
— Все вы молодцы! Вы многое уже знаете о воде, о природных явлениях связанных с водой.
Вода сильнее всех в природе – смоет, снесет любые препятствия. Считается, что жизнь на нашей планете зародилась в воде. Не случайно кровеносная жидкость в сосудах животных и человека близка по составу к морской воде.
Вода способна подниматься вверх по тонким капиллярам растений, трав и деревьев. Этот поток несет вверх из почвы питательные растворимые вещества. Получается: жизнь без этого жидкого минерала – воды – была бы на земле невозможна.
Вода драгоценный дар природы, который создаёт жизнь там, где её не было. И чтобы в этом убедиться посмотрите, пожалуйста, на два этих цветка. Один цветок мы поливали, а второй нет. И смотрите, во что он превратился. Цветок увял, листья пожухли. Отсюда делаем вывод, что без воды растения не могут жить.
— Ребята, давайте поможем этому бедному цветку. Для этого проведем игру «Водоносы».
— Молодцы, все справились с заданием. И будем надеяться, что мы спасли цветок от гибели.
— А теперь посмотрите на карту нашей планеты. Большая её часть окрашена голубым цветом. Это мировой океан. Всё чаще раздаются голоса, что нашу планету следовало бы назвать не планета Земля, а планета Океан. Голубые артерии рек, озёр, прудов несут нам людям, живительную влагу – пресную воду. С давних пор человек селился вдоль рек, озёр, морей. Здесь он получал пищу, воду. Но не только практические цели руководили людьми при выборе мест для поселения. Человеку присуще чувство красоты, а пейзажи водных гладей так привлекательны.
Сколько радости дают человеку чистые воды бегущих горных ручьёв и речек, зеркальная вода озёр. Человек, выросший возле воды уносит из детства самые радостные впечатления – рыбалка, лодка, коньки зимой и купание летом.
Беспечным мальчишкой – повесой
В мерцанье апрельских лучей
По лесу, по лесу, по лесу
Крадётся весенний ручей.
Как все интересно и ново –
Ведь он лишь сегодня возник;
Свечение шишек еловых
Совы неожиданный крик,
Дробь дятла, который прилежно
Зачем–то в сосну колотил
Синица, что пряталась в ели,
Казалось, куда-то звала,
И он её песне поверил,
И птаха его повела.
Он мчался за нею повсюду
Зайчонком, довольным собой
И ахнул под вечер от чуда:
Он вышел к реке голубой!
— Ребята, на территории нашей Родины находится сотни рек, озёр, прудов. Давайте вспомним некоторые из них.
1. Самая длинная река нашей страны – Лена. Её протяженность - 4400 км.
2. Самая многоводная и сильная река нашей страны – Енисей. Её годовой сток 600 кубических км. в год.
3. Озеро чудес, самое древнее из земных озёр, самое глубокое из пресноводных бассейнов мира – Байкал. В его водах более 1,5 тысяч видов растений и животных.
4. В Северо–Западной Сибири протекает река, которое носит название домашний утвари – Таз.
В сказках герои пользуются живой и мертвой водой, но сегодня «Мертвую воду» можно встретить и в реальной жизни. Непригодной для жизни воду делает сам человек. Почти каждый день с телеэкранов, по радио, со страниц газет мы слышим тревожные вести об очередной экологической катастрофе, происходящей в том или ином районе мирового океана.
На вопрос: «Можно ли спасти море?» ученые грустно отвечают «Может быть…»
Большую тревогу вызывают Черное, Азовское моря. Очаг величайшего экологического бедствия – Арал. Когда–то богатое рыбой Аральское море ныне на огромных пространствах представляет собой полупустыню, в которой навсегда похоронены плавающие здесь корабли.
— А реки? Эти голубые артерии! «Мы наполняем реки мусором, нефтью, угольной пылью, золой, пеной стиральных порошков» — справедливо замечает американский эколог Д.Берд.
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине:
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле давно уж белых пятен нету,
Черные сотрешь – ли человек?
М. Дудина.
— Много ли воды на земле? Немало! 70% земной поверхности.
Из космоса планета выглядит водяным шаром.
— Но! 97% всех земных вод – соленые. И, только 3% воды пресной, причем две третьих её заморожено в Арктике и Антарктике. Таким образом, самой нужной пресной воды на всё по всё – 1%. И при таком безалаберном отношении человека к воде уже сегодня мы вступаем в полосу нехватки пресной воды. 80 стран мира уже испытывают острый её недостаток. 10 миллионов людей ежегодно на Земле умирают от загрязнённой воды.
Отстрочить водяной кризис может только бережное, экономное отношение к воде.
Один мудрец незадолго до смерти, размышляя о том, что самое ценное в жизни, пришел к выводу – что это стакан чистой воды.