Использование арт-технологий в организации учебной деятельности младшего школьника на уроке

Представление собственного

инновационного педагогического опыта

Кашкиной Татьяны Михайловны

учителя МОУ «СОШ №40» г.о.Саранск

 

Тема: «Использование арт-технологий в организации

учебной  деятельности младшего школьника на уроке»

 

1.     Актуальность и перспективность опыта

Как дети воспринимают и осваивают окружающий мир? Как развить в ребенке гармоничную личность, помочь ему выразить себя в творчестве? Для этого нужно, чтобы складывались определенные условия. Ведущую роль в этом играет учитель.   Каждый учитель должен быть не только просветителем, но и художником! Изобразительное искусство помогает ученикам в развитии художественного мышления и творчества.

 

2.     Своеобразие и новизна опыта

В процессе творчества идет овладение большим кругом знаний, навыков, технических приемов, что позволяет соотнести искусство с реальной действительностью, реализуется возможность показать взаимодействие различных видов искусств, их роль в жизнедеятельности человека. Развивается восприятие учащихся, они учатся понимать красоту родной природы, овладевают умением видеть искусство, которое окружает их дома, на улицах города.  Только личный опыт переживания радостей и горестей формирует в действительности наши чувства. Решаю задачи воспитания духовной культуры, пробуждения творческой мысли. Цель деятельности в пробуждении искренне заинтересованного, бескорыстного и родственного отношения ко всему в жизни.

 

 

3.     Наличие теоретической базы опыта

Теоретической основой моего педагогического опыта является программа под редакцией Б.Неменского  «Изобразительное искусство и художественный труд», а также

Б.М.Неменский «Мудрость красоты», Москва, «Просвещение», 1987

Образовательные сайты:

·        www.art-education.ru/museum/museum-nemenski.htm

 

Творческое усвоение знаний учащимися проходит посредством специально организованного диалога в рамках проблемно – диалогической и изо-технологии, решая проблему вовлечения школьников в процесс художественного творчества и развития творческой личности младшего школьника в литературно — художественной деятельности.

Приобщение к творчеству дарит ребенку очень много истинно важного, необходимого, даже если он и не собирается стать в будущем литератором, композитором или живописцем.

Зачем искусство? Чтобы осознанно быть добрым человеком. По мнению Б.Неменского «художественное развитие не роскошь, а необходимость, рывок вперед за счет развития, ассоциативного мышления, развитой художественной интуиции, которая помогает находить оптимальный вариант в любой ситуации»

По Далю «творить» — давать бытие, созидать, производить. Это деятельное свойство. Им щедро наделено человечество. Творчество – такая же врожденная потребность, как еда и сон.

Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ. Он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности, он способен принимать свои, не от кого не зависящие самостоятельные решения.  Все эти качества проявляются в процессе творчества. И процесс этот для детей веселый, игровой.

 

 

4.     Ведущая педагогическая идея

 

 

Вовлечение детей в процесс художественного творчества невозможно  без увлеченности, которая программируется учителем.

На мой взгляд, самыми важными принципами работы по организации литературно-художественной деятельности детей являются: принцип освоения вживанием (целостность и неспешность), и принцип создания потребности в приобретении универсальных учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Последовательность организации учебной деятельности и   развития творческой личности младшего школьника   в   условиях использования

 арт-технологий представляю следующей схемой

 

 

 

 

1.Сосуществование избыточности и лаконизма в детском творчестве.

 

      Один и тот же ребёнок способен создать композицию, соединяющую в себе множество сюжетов, и решить обобщённо предложенный ему сюжет. Когда ребёнок просто рисует или лепит, то жизнь взахлёб диктует насыщенные композиции. Если слоны, то семейство слонов, город страна, где слоны живут как люди: едят, читают книги, возят детей-слонят в колясках и т.д.

       Лаконизм и избыточность сосуществуют как разные типы высказываний, прекрасно дополняя друг друга.

2. «Непосредственное творчество».

      Стремление детей передать «весь мир», «всю природу», «все деревья».

3. Потребность в художественном творчестве.

      Эмоциональное отношение к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. Приобщить детей к художественному творчеству, учить ему можно и нужно своевременно!

4. Поэтапные открытия от простого к сложному.

      Постепенное, медленное втягивание учеников в осознание темы, в раскрытие через проживание её основных граней. Тема каждого урока имеет своё название и неповторимость. В свою очередь, каждый последующий урок дополняет предыдущий.

5. Эмоциональное переживание как форма обучения.

      Просмотр зрительного ряда, слушание стихов, музыки, выполнения практической работы – путь к переживанию и глубокому осознанию темы урока.

Эмоциональная окраска заданий подготавливает учащихся к более глубокому осмыслению творческой деятельности на уроке и в реализации проектов.

6.Завершение осознания проблемы и радость открытия нового ее уровня.

Проведение обобщающих уроков четверти не для повторения, а для осознания целостности, единства изучавшихся в четверти тем.

7. Личностные связи с искусством через фантазию.

Допускается творческая интерпретация содержания «произведение + воспринимающий». Воспринимающий неминуемо проецирует на произведение свой жизненный опыт и сам этот опыт достраивает в процессе общения с картиной, художественным произведением. Если ребенок ассоциативно строит рассказ о картине шире, наглядно изображенного, это приветствуется.

8. Свобода в системе ограничений.

Умение сознательно выполнять любую свою работу делает творческую волю дисциплинированной, целеустремленной. Если на уроке ставится проблема, то результат работы оценивается в соответствии с данным ограничением.

9. «Овеществление в слове»

Учитель и ученик – собеседники. Подведение ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражения как в изобразительном языке, так и в словесной речи. В детском творчестве мы всегда имеем дело с «комментированием».  На уроках происходит обогащение словарного запаса учащихся. Поэтому, в конце каждого урока, когда поставленные задачи выполнены, продукт творчества уже готов, мы с учениками начинаем обсуждение темы с вопросов: Как? Что?  Какая была у вас цель? Решена ли проблема? Слово приобретает выразительность!

10. Коллективная работа через игру.

Формирование чувства взаимовыручки, товарищества, толерантности. Понимание места и роли искусства в окружающей жизни!

Работа в творческих группах помогает учащимся испытать в конце урока восторг, удовольствие от коллективной работы, чувство удовлетворенности от созданной ими ситуации успеха.

 

 

5.     Оптимальность и эффективность средств

Такая система работы обеспечивает:

— интерес к уроку;

-развитие логики;

-радость и понимание жизни учащимися;

-эмоционально-психологический климат на уроке в отношении «учитель-ученик», «ученик-учитель»;

-обогащение одного предмета за счет другого, что обеспечивает успешное освоение учебных программ в начальной школе;

-формирование не только нового круга знаний, но и новых чувств;

-художественное развитие творческих способностей.

707
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!