Использование арт-технологий в организации учебной деятельности младшего школьника на уроке
Представление собственного
инновационного педагогического опыта
Кашкиной Татьяны Михайловны
учителя МОУ «СОШ №40» г.о.Саранск
Тема: «Использование арт-технологий в организации
учебной деятельности младшего школьника на уроке»
1. Актуальность и перспективность опыта
Как дети воспринимают и осваивают окружающий мир? Как развить в ребенке гармоничную личность, помочь ему выразить себя в творчестве? Для этого нужно, чтобы складывались определенные условия. Ведущую роль в этом играет учитель. Каждый учитель должен быть не только просветителем, но и художником! Изобразительное искусство помогает ученикам в развитии художественного мышления и творчества.
2. Своеобразие и новизна опыта
В процессе творчества идет овладение большим кругом знаний, навыков, технических приемов, что позволяет соотнести искусство с реальной действительностью, реализуется возможность показать взаимодействие различных видов искусств, их роль в жизнедеятельности человека. Развивается восприятие учащихся, они учатся понимать красоту родной природы, овладевают умением видеть искусство, которое окружает их дома, на улицах города. Только личный опыт переживания радостей и горестей формирует в действительности наши чувства. Решаю задачи воспитания духовной культуры, пробуждения творческой мысли. Цель деятельности в пробуждении искренне заинтересованного, бескорыстного и родственного отношения ко всему в жизни.
3. Наличие теоретической базы опыта
Теоретической основой моего педагогического опыта является программа под редакцией Б.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», а также
Б.М.Неменский «Мудрость красоты», Москва, «Просвещение», 1987
Образовательные сайты:
· www.art-education.ru/museum/museum-nemenski.htm
Творческое усвоение знаний учащимися проходит посредством специально организованного диалога в рамках проблемно – диалогической и изо-технологии, решая проблему вовлечения школьников в процесс художественного творчества и развития творческой личности младшего школьника в литературно — художественной деятельности.
Приобщение к творчеству дарит ребенку очень много истинно важного, необходимого, даже если он и не собирается стать в будущем литератором, композитором или живописцем.
Зачем искусство? Чтобы осознанно быть добрым человеком. По мнению Б.Неменского «художественное развитие не роскошь, а необходимость, рывок вперед за счет развития, ассоциативного мышления, развитой художественной интуиции, которая помогает находить оптимальный вариант в любой ситуации»
По Далю «творить» — давать бытие, созидать, производить. Это деятельное свойство. Им щедро наделено человечество. Творчество – такая же врожденная потребность, как еда и сон.
Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ. Он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности, он способен принимать свои, не от кого не зависящие самостоятельные решения. Все эти качества проявляются в процессе творчества. И процесс этот для детей веселый, игровой.
4. Ведущая педагогическая идея
Вовлечение детей в процесс художественного творчества невозможно без увлеченности, которая программируется учителем.
На мой взгляд, самыми важными принципами работы по организации литературно-художественной деятельности детей являются: принцип освоения вживанием (целостность и неспешность), и принцип создания потребности в приобретении универсальных учебных действий.
Последовательность организации учебной деятельности и развития творческой личности младшего школьника в условиях использования
арт-технологий представляю следующей схемой
1.Сосуществование избыточности и лаконизма в детском творчестве.
Один и тот же ребёнок способен создать композицию, соединяющую в себе множество сюжетов, и решить обобщённо предложенный ему сюжет. Когда ребёнок просто рисует или лепит, то жизнь взахлёб диктует насыщенные композиции. Если слоны, то семейство слонов, город страна, где слоны живут как люди: едят, читают книги, возят детей-слонят в колясках и т.д.
Лаконизм и избыточность сосуществуют как разные типы высказываний, прекрасно дополняя друг друга.
2. «Непосредственное творчество».
Стремление детей передать «весь мир», «всю природу», «все деревья».
3. Потребность в художественном творчестве.
Эмоциональное отношение к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. Приобщить детей к художественному творчеству, учить ему можно и нужно своевременно!
4. Поэтапные открытия от простого к сложному.
Постепенное, медленное втягивание учеников в осознание темы, в раскрытие через проживание её основных граней. Тема каждого урока имеет своё название и неповторимость. В свою очередь, каждый последующий урок дополняет предыдущий.
5. Эмоциональное переживание как форма обучения.
Просмотр зрительного ряда, слушание стихов, музыки, выполнения практической работы – путь к переживанию и глубокому осознанию темы урока.
Эмоциональная окраска заданий подготавливает учащихся к более глубокому осмыслению творческой деятельности на уроке и в реализации проектов.
6.Завершение осознания проблемы и радость открытия нового ее уровня.
Проведение обобщающих уроков четверти не для повторения, а для осознания целостности, единства изучавшихся в четверти тем.
7. Личностные связи с искусством через фантазию.
Допускается творческая интерпретация содержания «произведение + воспринимающий». Воспринимающий неминуемо проецирует на произведение свой жизненный опыт и сам этот опыт достраивает в процессе общения с картиной, художественным произведением. Если ребенок ассоциативно строит рассказ о картине шире, наглядно изображенного, это приветствуется.
8. Свобода в системе ограничений.
Умение сознательно выполнять любую свою работу делает творческую волю дисциплинированной, целеустремленной. Если на уроке ставится проблема, то результат работы оценивается в соответствии с данным ограничением.
9. «Овеществление в слове»
Учитель и ученик – собеседники. Подведение ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражения как в изобразительном языке, так и в словесной речи. В детском творчестве мы всегда имеем дело с «комментированием». На уроках происходит обогащение словарного запаса учащихся. Поэтому, в конце каждого урока, когда поставленные задачи выполнены, продукт творчества уже готов, мы с учениками начинаем обсуждение темы с вопросов: Как? Что? Какая была у вас цель? Решена ли проблема? Слово приобретает выразительность!
10. Коллективная работа через игру.
Формирование чувства взаимовыручки, товарищества, толерантности. Понимание места и роли искусства в окружающей жизни!
Работа в творческих группах помогает учащимся испытать в конце урока восторг, удовольствие от коллективной работы, чувство удовлетворенности от созданной ими ситуации успеха.
5. Оптимальность и эффективность средств
Такая система работы обеспечивает:
— интерес к уроку;
-развитие логики;
-радость и понимание жизни учащимися;
-эмоционально-психологический климат на уроке в отношении «учитель-ученик», «ученик-учитель»;
-обогащение одного предмета за счет другого, что обеспечивает успешное освоение учебных программ в начальной школе;
-формирование не только нового круга знаний, но и новых чувств;
-художественное развитие творческих способностей.