Экология природы-экология души

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ — ЭКОЛОГИЯ ДУШИ

Руженкова Т.А.         

Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы  РМ, Почётный работник общего образования  РФ (Саранск)

  К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность.

В. А. Сухомлинский

 Моя задача — показать в природе прекрасные стороны человеческой  души.

М. М. Пришвин

Современная школьная  педагогика XXΙ века должна быть нравственной педагогикой, педагогикой ценностей. Многие учёные с тревогой констатируют факт, что современная модель школьного образования  почти не содержит нравственных и мировоззренческих ориентиров. Подготовка специалистов – это заточка людей на выполнение определённых действий в будущем. Узость такого подхода – очевидна [6]. В данной связи актуальность  рассмотрения  вопроса экологического воспитания младших школьников, формирования его   экологической культуры в контексте феномена духовности носит безусловной характер. Экологическая культура является частью культуры в целом, обогащает её. Формируя экологическую культуру у детей, мы не только воспитываем у них любовь к природе, бережное, а не потребительское отношение к ней, но воспитываем гражданственность, мировоззрение, формируем вопросы нравственности, духовности.  Духовность человека является главным критерием развития его личности. Под духовностью личности понимается его способность различать приоритеты в жизни, ценности, способность подчинять им свои поступки, поведение. Духовность – это высшее достояние человеческой души, сердце личности  [4].  Истинная духовность предполагает нравственно- бескорыстное отношение к природе. Потребительское отношение к природе приводит к «загрязнению» души человека, падению его нравственности, нарушению экологии самого человека, то есть ухудшению его физического и морального здоровья. Охрана окружающей среды, созерцание природы, деятельностное к ней отношение -  формируют особую духовную атмосферу, которая необходима для духовно-нравственного становления личности ребёнка, для развития  его сущностных сил.  Вопросы экологизации образования в контексте духовной культуры волнуют многих отечественных  учёных. Например,  российский исследователь М. В. Логинова анализирует экологическую культуру будущего учителя как часть общей культуры личности [7]. Л. А. Денисова рассматривает экологическую культуру и экологические потребности как  препятствия на пути к потребительскому отношению к природе и обществу [5]. Вопросы экологического воспитания детей достаточно полно освещены  в работах ряда  исследователей.  Определены  цели,  задачи,  принципы,  средства, формы  и  методы,  а  также  содержание  экологического  воспитания. Например, Т. А.  Бабанова, Н. В. Барабанщикова,  Л. Д.  Бобылева,  Н. Ф. Виноградова, Е. Н.  Дерим-Олгу,  Н. А. Фролова, И. Б. Дуденко, А. Н Захлебный, И. Д. Зверев,  И. Т. Суравегина,  Л. В. Моисеева,  И. Р. Кастунов, Л. П.   Салеева убедительно  раскрывают в своих исследованиях педагогический аспект проблемы [1,2,3].       Отметим ряд положений, которые в данной статье, на наш взгляд, представляют наибольшую важность.

1.                Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом» непосредственное окружение человека. Экология — это общебиологическая наука, изучающая закономерности взаимоотношений живых организмов как между собой, так и с окружающей средой.

2.                Проблема формирования любви к природе непосредственно связана с вопросами формирования экологической культуры школьника. Процесс формирования любви к природе будет проходить более динамично у детей, если он будет ориентирован на воспитание экологической культуры:

а) систему экологического знания;

б) экологическое мышление;

в) культуру чувств, ценностные отношения, оценка.

3.  Цель экологического  воспитания младших школьников — это формирование экологической культуры средствами образовательных технологий. Экологическая культура включает в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам её охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе. Наши задачи −  реализация образовательных технологий экологического воспитания учеников в образовательном процессе с учётом их возрастных (физиологических, психологических) особенностей и личностных потребностей при построении учебных  и факультативных занятий в начальной школе.  Благодатен в данном случае  курс для начальной школы  А.А. Плешакова «Окружающий мир», здесь  есть    уроки по основам экологии.  Основные экологические понятия ребёнок усваивает посредством самых разнообразных форм -подготовка проектов, создание презентаций, работа с энциклопедической литературой, источниками в  интернете.

4.  Среди образовательных технологий мы в своей воспитательной работе применяем личностно-ориентированное и развивающее экологическое обучение, игровые, проектные и дискуссионные технологии,  нетрадиционные уроки и факультативные занятия. Для нас особый интерес представляет технология деятельностного подхода к экологическому воспитанию младших школьников. Известно, что наиболее действенным средством экологического воспитания детей является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Важную роль играет природоохранительная деятельность ребёнка. Виды ее многообразны:
а) по защите природной среды (подкормка животных, спасание животных, попавших в беду, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);    б) по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» патруле, рейдах в природу); в) по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка посадок от сушняка); г) по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет); д) по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).    Например, в течение нескольких лет мы с детьми производили наблюдение за редкими растениями и степной растительностью   Мордовии — Левженского склона. Младшие школьники нашего класса, начиная с апреля, следили за ростом растений, их цветением, собирали гербарий. Это место имеет особую ценность, потому что здесь сохранилась естественная растительность луговых степей. Этот островок, лесостепи, площадью 20 га, включает лесную, кустарниковую и травянистую растительность. Здесь насчитывается 250 видов растений, среди которых много редких, не обнаруженных в других районах республики. Кроме того, большое значение в экологического воспитании детей имели экскурсии, например, в  известный в Республике Ботанический сад, где дети знакомились с разнообразием растительности всей нашей планеты и на биологическую станцию, которая находится в Симкинском лесничестве Большеберезниковского района РМ. Весной мы с представителями экологической организации «Зелёный мир» много раз бывали в этом живописном месте, и наблюдали за цветением редких растений — сон- травы, орхидей, приводили в порядок  поляны, избавляли от мусора излюбленные места отдыха.

 5.   Для систематизации работы по экологическому воспитанию младших школьников необходима «Программа экологического  воспитания»,    обеспечивающая    организацию    познавательной, познавательно-развлекательной,    практической    и     исследовательской    деятельности  учащихся,  использование  и   сочетание   инновационных   и   традиционных технологий, последовательность в изложении материала. На наш взгляд, целенаправленная систематическая  работа  по  экологическому  воспитанию,    проводимая в  рамках  специально  разработанной нами  программы «Юный  эколог»  способствует  значительному  повышению  экологической  культуры младших    школьников. Показательны в рамках  программы  - «Праздник урожая», в котором участвовали и дети, и родители нашего класса,  внеклассные мероприятия —  «Посвящение в экологи». «Защита времён года» и др.

6. Представляет интерес и исследовательская деятельность детей, выраженная в написании творческих экологических работ, которые  в разные годы получили признание на республиканском и всероссийском уровнях. Дети нашего класса постоянно принимали участие в  городских научно-практических конференциях  - «Дерево Земли» (Исследовательская работа на тему«Влияние стимуляторов на рост и развитие декоративных комнатных растений  в 2010 году была удостоена  диплома  2 степени, работа «Влияние погодных условий на состояние  вишни обыкновенной» в  2011 году  получила диплом 2 степени,  работа «Взаимоотношения сосны и берёзы» — отмечена дипломом  участника в 2012году.  В 2013 году  был получен диплом 2 степени на Республиканском форуме «Одарённые дети»  за исследование «Условия прорастания семян сои». В 2014 году исследовательская работа на тему: «Влияние регуляторов роста на прорастание семян чечевицы»была удостоена диплома участника.)

Итак,  экология природы – актуальная исследовательская проблема. Экологическое воспитание младших школьников – категория нравственная, поэтому осмысливается нами в широком духовном контексте. В конечном итоге любовь к природе  способствует  становлению духовных качеств личности.  Заслуженный эколог РФ  В. М. Смирнов  точно сказал «Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о природе, а в их головы — экологическое сознание. Ребёнок  никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не протекает через его сердце».  

Литература

1… Бабанова,  Т. А. Эколого-краеведческая  работа  с  младшими  школьниками / Т. А. Бабанова  //   Начальная школа. – 1993. – №9. – С. 16−17.

2.  Барабанщикова,  Н. В. Здравствуй, лето  / Н. В.  Барабанщикова  // Начальная школа.  –  1996. –   №6.  –  С.56−58.

3. Бобылева,   Л. Д.  Практическая  направленность  экологического  воспитания  младших школьников / Л. Д. Бобылева // Реализация практической  направленности  в  учебном   процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989.   – С. 77− 83.

 4. Духовность Россиитрадиции и современное состояние. СПб. - Учебное пособие для деловых людей. — М.- ИМА-Пресс. - 1994  — 158 с.;

5. Денисова, Л. А  Экологическая культура  и экологические потребности как  препятствия на пути к потребительскому отношению к природе и обществу / Л. А  Денисова  // Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация  и глобализация: сборник научных трудов. — СПб.: Изд-во Политех. Ун-та, 2011.- С.410- 412.

1121
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!