Экология природы-экология души
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ — ЭКОЛОГИЯ ДУШИ
Руженкова Т.А.
Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы РМ, Почётный работник общего образования РФ (Саранск)
К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность.
В. А. Сухомлинский
Моя задача — показать в природе прекрасные стороны человеческой души.
М. М. Пришвин
Современная школьная педагогика XXΙ века должна быть нравственной педагогикой, педагогикой ценностей. Многие учёные с тревогой констатируют факт, что современная модель школьного образования почти не содержит нравственных и мировоззренческих ориентиров. Подготовка специалистов – это заточка людей на выполнение определённых действий в будущем. Узость такого подхода – очевидна [6]. В данной связи актуальность рассмотрения вопроса экологического воспитания младших школьников, формирования его экологической культуры в контексте феномена духовности носит безусловной характер. Экологическая культура является частью культуры в целом, обогащает её. Формируя экологическую культуру у детей, мы не только воспитываем у них любовь к природе, бережное, а не потребительское отношение к ней, но воспитываем гражданственность, мировоззрение, формируем вопросы нравственности, духовности. Духовность человека является главным критерием развития его личности. Под духовностью личности понимается его способность различать приоритеты в жизни, ценности, способность подчинять им свои поступки, поведение. Духовность – это высшее достояние человеческой души, сердце личности [4]. Истинная духовность предполагает нравственно- бескорыстное отношение к природе. Потребительское отношение к природе приводит к «загрязнению» души человека, падению его нравственности, нарушению экологии самого человека, то есть ухудшению его физического и морального здоровья. Охрана окружающей среды, созерцание природы, деятельностное к ней отношение - формируют особую духовную атмосферу, которая необходима для духовно-нравственного становления личности ребёнка, для развития его сущностных сил. Вопросы экологизации образования в контексте духовной культуры волнуют многих отечественных учёных. Например, российский исследователь М. В. Логинова анализирует экологическую культуру будущего учителя как часть общей культуры личности [7]. Л. А. Денисова рассматривает экологическую культуру и экологические потребности как препятствия на пути к потребительскому отношению к природе и обществу [5]. Вопросы экологического воспитания детей достаточно полно освещены в работах ряда исследователей. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Например, Т. А. Бабанова, Н. В. Барабанщикова, Л. Д. Бобылева, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Дерим-Олгу, Н. А. Фролова, И. Б. Дуденко, А. Н Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Л. В. Моисеева, И. Р. Кастунов, Л. П. Салеева убедительно раскрывают в своих исследованиях педагогический аспект проблемы [1,2,3]. Отметим ряд положений, которые в данной статье, на наш взгляд, представляют наибольшую важность.
1. Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом» непосредственное окружение человека. Экология — это общебиологическая наука, изучающая закономерности взаимоотношений живых организмов как между собой, так и с окружающей средой.
2. Проблема формирования любви к природе непосредственно связана с вопросами формирования экологической культуры школьника. Процесс формирования любви к природе будет проходить более динамично у детей, если он будет ориентирован на воспитание экологической культуры:
а) систему экологического знания;
б) экологическое мышление;
в) культуру чувств, ценностные отношения, оценка.
3. Цель экологического воспитания младших школьников — это формирование экологической культуры средствами образовательных технологий. Экологическая культура включает в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам её охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе. Наши задачи − реализация образовательных технологий экологического воспитания учеников в образовательном процессе с учётом их возрастных (физиологических, психологических) особенностей и личностных потребностей при построении учебных и факультативных занятий в начальной школе. Благодатен в данном случае курс для начальной школы А.А. Плешакова «Окружающий мир», здесь есть уроки по основам экологии. Основные экологические понятия ребёнок усваивает посредством самых разнообразных форм -подготовка проектов, создание презентаций, работа с энциклопедической литературой, источниками в интернете.
4. Среди образовательных технологий мы в своей воспитательной работе применяем личностно-ориентированное и развивающее экологическое обучение, игровые, проектные и дискуссионные технологии, нетрадиционные уроки и факультативные занятия. Для нас особый интерес представляет технология деятельностного подхода к экологическому воспитанию младших школьников. Известно, что наиболее действенным средством экологического воспитания детей является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Важную роль играет природоохранительная деятельность ребёнка. Виды ее многообразны:
а) по защите природной среды (подкормка животных, спасание животных, попавших в беду, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений); б) по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» патруле, рейдах в природу); в) по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка посадок от сушняка); г) по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет); д) по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала). Например, в течение нескольких лет мы с детьми производили наблюдение за редкими растениями и степной растительностью Мордовии — Левженского склона. Младшие школьники нашего класса, начиная с апреля, следили за ростом растений, их цветением, собирали гербарий. Это место имеет особую ценность, потому что здесь сохранилась естественная растительность луговых степей. Этот островок, лесостепи, площадью 20 га, включает лесную, кустарниковую и травянистую растительность. Здесь насчитывается 250 видов растений, среди которых много редких, не обнаруженных в других районах республики. Кроме того, большое значение в экологического воспитании детей имели экскурсии, например, в известный в Республике Ботанический сад, где дети знакомились с разнообразием растительности всей нашей планеты и на биологическую станцию, которая находится в Симкинском лесничестве Большеберезниковского района РМ. Весной мы с представителями экологической организации «Зелёный мир» много раз бывали в этом живописном месте, и наблюдали за цветением редких растений — сон- травы, орхидей, приводили в порядок поляны, избавляли от мусора излюбленные места отдыха.
5. Для систематизации работы по экологическому воспитанию младших школьников необходима «Программа экологического воспитания», обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных технологий, последовательность в изложении материала. На наш взгляд, целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной нами программы «Юный эколог» способствует значительному повышению экологической культуры младших школьников. Показательны в рамках программы - «Праздник урожая», в котором участвовали и дети, и родители нашего класса, внеклассные мероприятия — «Посвящение в экологи». «Защита времён года» и др.
6. Представляет интерес и исследовательская деятельность детей, выраженная в написании творческих экологических работ, которые в разные годы получили признание на республиканском и всероссийском уровнях. Дети нашего класса постоянно принимали участие в городских научно-практических конференциях - «Дерево Земли» (Исследовательская работа на тему«Влияние стимуляторов на рост и развитие декоративных комнатных растений в 2010 году была удостоена диплома 2 степени, работа «Влияние погодных условий на состояние вишни обыкновенной» в 2011 году получила диплом 2 степени, работа «Взаимоотношения сосны и берёзы» — отмечена дипломом участника в 2012году. В 2013 году был получен диплом 2 степени на Республиканском форуме «Одарённые дети» за исследование «Условия прорастания семян сои». В 2014 году исследовательская работа на тему: «Влияние регуляторов роста на прорастание семян чечевицы»была удостоена диплома участника.)
Итак, экология природы – актуальная исследовательская проблема. Экологическое воспитание младших школьников – категория нравственная, поэтому осмысливается нами в широком духовном контексте. В конечном итоге любовь к природе способствует становлению духовных качеств личности. Заслуженный эколог РФ В. М. Смирнов точно сказал «Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о природе, а в их головы — экологическое сознание. Ребёнок никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не протекает через его сердце».
Литература
1… Бабанова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т. А. Бабанова // Начальная школа. – 1993. – №9. – С. 16−17.
2. Барабанщикова, Н. В. Здравствуй, лето / Н. В. Барабанщикова // Начальная школа. – 1996. – №6. – С.56−58.
3. Бобылева, Л. Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников / Л. Д. Бобылева // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С. 77− 83.
4. Духовность России: традиции и современное состояние. СПб. - Учебное пособие для деловых людей. — М.- ИМА-Пресс. - 1994 — 158 с.;
5. Денисова, Л. А Экологическая культура и экологические потребности как препятствия на пути к потребительскому отношению к природе и обществу / Л. А Денисова // Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация и глобализация: сборник научных трудов. — СПб.: Изд-во Политех. Ун-та, 2011.- С.410- 412.