Использование арт-терапии
Использование элементов арт-терапии в начальной школе.
Наумкина С. А., учитель нач. классов, МОУ «Гимназия № 23».
Концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всём многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей. Вот и я открыла для себя совершенно новое и на мой взгляд, очень интересное –арт-технология, или арт-терапия.
Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.
Арт-технология обучения может быть использована на уроке сразу в рамках двух тенденций развития современных образовательных технологий: свободного воспитания и образования в процессе жизни. Порой чувствуешь эмоциональное обеднение обучения, односторонность интеллектуального развития своих учеников. Тогда поневоле обращаешься к искусству с его неисчислимыми возможностями. Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека. Действительно, вряд ли найдётся учитель, не испробовавший на уроке силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, рисования, лепки, игры и музыки. Такие уроки, что самое главное, будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент проживания изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности.
Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
Уроки, проведенные с применением арт-технологии, приносят огромное моральное удовлетворение. Смена ролей, функций, стилей общения значительно активизирует резервные возможности наших учащихся. Учитель, применяющий арт-технологию на уроках, имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса.
Большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их вигровой деятельности, изобразительной и иных формах творческой активности.
Методика понятия «арт-терапевтическое занятие» базируется на убеждении – внутреннее «Я» ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит.
Основные принципы арт-терапии:
•Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
•Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
•Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.
Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях:
-работа не требует от учащегося каких-либо способностей к изодеятельности;
— помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
— используется для оценки состояния учащихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
— помогает учащимся увидеть неповторимость каждого в группе;
— царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка
Формы арт-терапии при работе с детьми и подростками различны. Два основных варианта – индивидуальная и групповая.
Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
— формированию представлений о себе,
— изучению и выражению своих чувств и эмоций;
— формированию позитивного самовосприятия;
— развитию коммуникативных навыков;
— эмоциональному сближению членов семьи;
— снятию психоэмоционального напряжения;
— развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
Современная арт-терапия включает множество направлений. В работе с детьми успешно применяю такие арт-терапевтические методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия.
Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ребенку познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Танцетерапия Танцевальная терапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.