Использование арт-терапии

Использование элементов арт-терапии в начальной школе.

Наумкина С. А., учитель нач. классов, МОУ «Гимназия № 23».

Концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий.  Во всём многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с  учётом возрастных и психологических особенностей. Вот и я открыла для себя совершенно новое и на мой взгляд, очень интересное –арт-технология, или арт-терапия.

Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.

Арт-технология обучения может быть использована на уроке сразу в рамках двух тенденций развития современных образовательных технологий: свободного воспитания и образования в процессе жизни. Порой чувствуешь эмоциональное обеднение обучения, односторонность интеллектуального развития своих учеников. Тогда поневоле обращаешься к искусству с его неисчислимыми возможностями. Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека. Действительно, вряд ли найдётся учитель, не испробовавший на уроке силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, рисования, лепки, игры и музыки. Такие уроки, что самое главное, будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент проживания изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности.

Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.

Уроки, проведенные с применением арт-технологии, приносят огромное моральное удовлетворение. Смена ролей, функций, стилей общения значительно активизирует резервные возможности наших учащихся. Учитель, применяющий арт-технологию на уроках, имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса.

Большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их вигровой деятельности, изобразительной и иных формах творческой активности.

Методика понятия «арт-терапевтическое занятие» базируется на убеждении – внутреннее  «Я» ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит.

Основные принципы арт-терапии:

•Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;

•Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;

•Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях:

-работа не требует от учащегося каких-либо способностей к изодеятельности;

— помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;

— используется для оценки состояния учащихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;

— помогает учащимся увидеть неповторимость каждого в группе;

— царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка

Формы арт-терапии при работе с детьми и подростками различны. Два основных варианта – индивидуальная и групповая.

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

— формированию представлений о себе,

— изучению и выражению своих чувств и эмоций;

— формированию позитивного самовосприятия;

— развитию коммуникативных навыков;

— эмоциональному сближению членов семьи;

— снятию психоэмоционального напряжения;

— развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Современная арт-терапия включает множество направлений. В работе с детьми успешно применяю такие арт-терапевтические методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия.

Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ребенку  познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события

Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Танцетерапия Танцевальная терапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.

844
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!