Образовательная программа внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности»

 

Руководитель: Казанкова Елена Ивановна
 
2011 – 2012 учебный год
 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в Интернет, подготовить компьютерную презентацию.
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения (компьютерных игр) использование компьютера как помощника в обучении потеряло свое значение. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, использование компьютера в учебных целях связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых — одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль использования компьютера для развития практических навыков работы с компьютером, которые в дальнейшем будут использованы учеником в профессиональной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли воспитания в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности компьютера, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая основы практической работы на компьютере, учащиеся прочнее усваивают навыки работы, приобщаются к систематической и целенаправленной работе с сфере информационных технологий.

Предлагаемый курс рассчитан на 33 часа 1 раз в неделю,
для учащихся 1 го класса.
День среда  с 14. 30 – 15.05.
 
Цель – овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности.
Задачи состоят в освоении первоначальных навыков в работе на компьютере в овладении умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой, обучении основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности.
 
Решение данных задач способствует:
  • выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации
  • формированию алгоритмического мышления школьников
  • развитию навыков проектно-творческой деятельности
  • воспитанию целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач
         В основу положены практические групповые занятия, проводимые в классе, оснащенном современными персональными компьютерами, подключенными к локальной сети… Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере.
          Метод проверки – отработка задач на компьютере, конкурс компьютерных проектов.
 
Тематический план
 
Наименование темы
Количество занятий
1
Учимся работать на компьютере
6 часов
2
Компьютерная графика
12 часов
3
Знакомство с компьютером
4 часа
4
Текстовый редактор
4 часа
5
Работа со звуковой информацией.
 
2 часа
6
Создание простейших мультимедийных проектов (презентаций).
 
5 часов
7
Итого
33 часа
 
Содержание программы
1. Учимся работать на компьютере .........................6 часов
Человек и компьютер. Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.
Компьютерная помощница — мышь. Меню: возможность выбора.
 Начните работу с нажатия кнопки Пуск. Окно в компьютерный мир.
Клавиатура — инструмент писателя. Набор и редактирование текста.
Что скрывается в строке меню. Действия с фрагментом текста.
 Калькулятор — помощник математиков. Один помощник — хорошо, а два — лучше.
2. Компьютерная графика… 12 часов
  • Инструменты для рисования. Компьютерная графика
  • Создание компьютерного рисунка. Настройка инструментов
  • Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка
  • Сборка рисунка из деталей. Как сохранить созданный рисунок
  • Как открыть рисунок, сохраненный на диске
  • Построения с помощью клавиши Shift
  • Эллипс и окружность. Что такое пиксель.Что такое пиктограмма
  • Алгоритмы в нашей жизни. Откуда произошло слово «алгоритм»
  • Компьютерная среда и алгоритмы. Какие бывают алгоритмы
  • Повторяющиеся действия в алгоритмах. Повторяющиеся элементы вокруг нас.
  • Моделирование окружающего мира
  • Учебные модели
3. Знакомство с компьютером… ……….4 часа
  • Основные этапы развития вычислительной техники.
  • Информация. Виды представления информации.
  • Носители информации.
  • Состав компьютера. Файл. Папка (каталог).
  
4. Текстовый редактор… ……. 4 часа
  • Текстовый редактор и его возможности. Ввод и редактирование текста.
  • Работа с фрагментами текста. Форматирование текста.
  • Работа с рисунками. Фигурный текст.
  • Работа с таблицами.
5. Работа со звуковой информацией………………………….2 часа
  • Запись звука. Вставка звука из файла.
  • Прослушивание звуковой информации. Вставка музыки из файла.
 
6. Создание простейших мультимедийных проектов……..5  часов
  • Назначение и возможности программы PowerPoint. Создание презентации.
  • Изменение дизайна оформления слайда. Создание презентации.
  •  Вставка рисунков, звука, клипов. Демонстрация слайд-фильма.
  • Запись презентации на диск. Управление способом демонстрации слайдов
  • Итоговое занятие
 
Календарно-тематическое планирование
 
Наименование темы
Количество часов
Дата проведения
1
Учимся работать на компьютере
6  часов
07.09-12.10
2
Компьютерная графика
12 часов
19.10-18.01
3
Знакомство с компьютером
4 часа
25.01-15.02
4
Текстовый редактор
4 часа
22.02-14.03
5
Работа со звуковой информацие
2 часа
21.03-11.04
6
Создание простейших мультимедийных проектов (презентаций).
5 часов
18.04-30.05
7
Итого
33 часа
 
 
Литература
  1. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008г.
  2. Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006
  3. Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.
 
 
 

 

4322
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!