Ознакомление детей дошкольного возраста с мордовским фольклором как способ воспитания интереса к на
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОРДОВСКИМ ФОЛЬКЛОРОМ
КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Мальгина Е.Н.
МДОУ «Детский сад №117» (Саранск)
Надежной основой духовно – нравственного воспитания дошкольников были и остаются богатейшие ценности нашего культурного и исторического наследия – устное народное творчество. Именно его духовность и обращение к общечеловеческим и нравственным идеалам являются одним из верных способов формирования и укрепления личности ребенка.
Так как дошкольные учреждения призваны содействовать решению культурно – воспитательных и духовно – нравственных проблем, то уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей к ознакомлению с мордовской литературой и фольклором, уважительному, доброму отношению к представителям разных национальностей и культур.
Мордовский народный фольклор необычайно богат и разнообразен. Он содержит знания о мире и отношении к нему. Представлен сказками, стихами, былинами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки).
Сказки в доступной форме изложения показывают детям нормы поведения в обществе. Они знакомят детей с историческим прошлым народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.
Пословицы и поговорки учат народной мудрости. Они восхваляют трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера.
Былины направлены на воспитание уважения к прошлому народа, на изучение традиций, развития патриотизма.
Организуя воспитательный процесс, я активно использую разнообразные формы и методы работы: рассказы о народных праздниках, культурно – досуговая деятельность, разнообразные дидактические игры, подвижные игры, выявление знатоков мордовских народных сказок и т.д.
Большое внимание уделяется разработке и апробации инновационных форм и методов воспитания через произведения устного мордовского народного творчества. Мною был разработан и реализован проект «Сказки и былины мордовского народа». Детям были представлены мордовские народные сказки, былины, потешки, заклички, пословицы и поговорки.
Целью проекта являлось воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к мордовской национальной культуре.
Задачи проекта:
— пробудить интерес к истории и культуре Мордовии;
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
— способствовать развитию у детей лучших черт характера;
— показать детям красоту мордовского языка через устное народное творчество, выраженное в потешках, закличках, обрядах, колыбельных;
- знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал мордовского народа;
— сформировать чувство национального достоинства;
— оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству.
В рамках реализации проекта был составлен перспективный план, в который была включена работа по сказкам и былинам мордовского народа. Читая детям мордовские народные сказки, обращаю внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые, непереводимые слова. При чтении сказки всегда обращаю внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера мордовского народа. Заостряю внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваю, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим – основная черта характера, которая присуща большинству народов. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. Ознакомив со сказкой, поощряю желание детей высказать собственное суждение о прочитанном. Например: в сказке «Чёрная корова» о падчерице, которую обижают злая мачеха и её дочери, дети раскрывают такое качество, как терпимость. Такие качества как упорство и настойчивость мы видим – в сказке «Рав-Жольдямо». Находчивость и сообразительность дети встречают в таких сказках как «Три брата». Такое качество как смелость можно проследить в мордовской народной сказке «Патяй» и т.д. Таким образом, знакомясь с произведениями устного мордовского народного творчества, дети узнают, что в сказках оцениваются моральные качества человека, воспитывают: доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; осуждают: трусость, ложь, жадность, лень.
В повседневной жизни с детьми использую пословицы на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей. До детского понимания стремлюсь донести такую мысль, что мордовский народ заложил в пословицы или поговорки нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.
Былины — особый древний жанр устного мордовского творчества. Чтение былин даёт детям представление о героическом поведении наших предков, достойном подражания, даёт элементарные исторические сведения об эпохе Древней Мордвы. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение. Дети знакомятся с богатырями земли Мордовской, это Перя-Богатырь, Пургаз, Сияжар, Сабан-богатырь. Чтение былин формирует желания быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую берегли предки; понимание того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
Максимально увеличивает восприятие материала информационно-коммуникационные технологии. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, использую презентации, видеоматериалы. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».
Кроме специально организованных занятий, где используются произведения устного мордовского народного творчества, широко использую игровые технологии, знакомлю детей с произведениями в театрализованных играх, играх-драматизациях. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения. Поддерживая переживание сюжета, всегда предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевую игру с использованием национальных костюмов.
В результате моей работы:
— у детей сформировано доброжелательное отношение к окружающим, проявляющееся в любви, заботе, внимательному отношению, сопереживанию;
— развито дружественное отношение к сверстникам, уважение к старшим;
— дети имеют представления о обычаях, традициях, фольклоре, труде мордовского народа.
Итак, ознакомление с мордовской народной литературой играет большую роль в воспитании духовно – нравственной культуры и формированию личности детей дошкольного возраста.
Литература
1. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живём: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева. – Саранск, 2015. – 84 с.
2. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе / В. В. Гербова. — М.: Наука, — 2006.
3. Гуров, В. Н., Вульфов Б. З., Галяпина В. Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. – М.: Наука, 2004. – 240с.
4. Киркина, Е. Н. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» / Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2013. – 216 с.
5. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. / А. Лопатина, М. Скребцова Кн. 1–2–е изд. – М.: «Амрита – Русь», 2009. – 288с. – (Серия «Образование и творчество»).