Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Сердцу милый край"

             МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Конспект  непосредственно -образовательной деятельности   встаршей группе

 

Цель: воспитывать интерес к историческому прошлому Лямбирского района и гордость за свой народ;

Задачи

1. Образовательные:

— познакомить с татарским орнаментом через традиции и обычаи татарского народа;

— познакомить детей старшей группы с разновидностями татарского орнамента (цветочно-растительный, геометрический, зооморфный) и его особенностями;

— закрепить знания детей о Лямбирском районе, его  исторических памятниках и достопримечательностях.

. Развивающие:

  — совершенствовать технические умения и навыки рисования красками и карандашами;

  — развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное;

  — развивать чувство цвета, формы и композиции;

  — развивать связную речь, память, внимание мышления.

3. Воспитательные:

  — формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с календарными праздниками нашего края («Сабантуй», «Науруз») и приобщение к татарскому народному орнаменту;

  — воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа.

Предварительная работа:

 Беседы об истории родного края. Чтение литературных произведений Д. Р. Шарафутдинова «Традиционная культура татарского народа», Ф. Валеева «Татарский народный орнамент». Рассматривание наборов открыток, иллюстраций книг с изображением достопримечательностей Лямбирского района. Прослушивание избранных музыкальных произведений Р. Яхина, Н. Жиганова и С. Сайдашева. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

 

Оборудование: иллюстрации, рисунки, наборы открыток о Лямбирском районе и его жителях, альбомы, куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка, магнитофон, диски с татарской национальной музыкой, мультимедийное сопровождение.

 

 Изобразительный материал: акварель, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой, белая бумага альбомного формата, шаблоны фартуков, тюбетеек.

                                      Ход  непосредственно-образовательной  деятельности

 

Организационный момент.

В далекие времена (1642г) темниковскими татарами, прибывшими для строительства Саранской крепости, было образовано татарское село – Лямбирь. Этот гостеприимный, солнечный уголок расположился на речке Лямбирка, откуда и взял свое название — Лямбирь. Здесь в одной дружной семье проживают люди разных народов: татары, русские, мордва. Щедра и гостеприимна лямбирская земля! Особенно тепло принимают здесь гостей в праздники.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте вспомним о любимых праздниках татарского народа. Какие вы праздники знаете?

Дети: Науруз, Сабантуй.

Воспитатель: Праздник Сабантуй известен в нашей стране и за ее пределами.  И хотя Сабантуй – мусульманский праздник, но за свою многовековую историю он приобрел столько поклонников, что поистине может называться народным. Сабантуй – сельский праздник и отмечается он в честь окончания весенних полевых работ.

Сабантуй («сабан туе»)  в переводе означает «праздник плуга». Он не имеет точной календарной даты, все зависит от времени окончания посева. Сабантуй восславляет природу, труд землепашца. Отмечается он, когда окончены полевые работы, в конце мая – начале июня. Праздновали его под открытым небом. Место, где проводился праздник, украшали шарами, лентами. На Сабантуй собирается очень много народу.

(Показ картин с фрагментами праздника)

Воспитатель:  А сейчас послушайте стихотворение А. Кулибиной, посвященное этому празднику, которое так и называется «Сабантуй».

 После сева летним днем

Мы станцуем и споем

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким и удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,

 Управляет им джигит,

А чуть дальше, посмотри, На поляне силачи!

 Смех, улыбки, шутки, пляс –

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

 Это праздник сабантуй!

 Физминутка. Татарская национальная игра «Минлебай».

 Воспитатель: – Подготовка к Сабантую начинали задолго до праздника – еще с осени. Долгими осенними и зимними вечерами молодые девушки и женщины шили себе и своим близким красивые платья, обязательно приталенные, с широкими юбками с оборками, белые фартуки, платки, вышивали на них цветными нитками различные растительные орнаменты. Какие это элементы, давайте назовем их?

Дети: ( цветы, листочки, завитки.)

Воспитатель показывает национальный татарский костюм)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях куклы Алсу и Ринат. Они одеты в национальные костюмы. Какие это костюмы?  (татарские национальныке костюмы)

— А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?

Дети: (по узорам, пошиву)

Воспитатель:- женский комплект состоит из платья — кульмек, камзола, калфака. Материал использовали — бархат, шелк различных цветов и оттенков.

Воспитатель: костюм украшает орнамент, какой?

Дети: ( цветочно-растительный).

Воспитатель: «Вершина» костюма- головной убор  — калфак у девушек, тюбитейка — у татарского юноши. Орнамент выражает душу татарского народа, своенравие, национальное мышление.

(Воспитатель рассказывает о тюбетейке — татарском головном уборе)

Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите татарский костюм, обратите внимание на цветовую гамму, которая преобладает в татарском орнаменте. Какие это цвета? Дети: (зеленый, желтый, синий….)

Воспитатель: Любимыми цветами являются зеленый, желтый, красный, синий, белый.

(Воспитатель показывает национальный татарский орнамент)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла еще одна девочка. Она тоже в национальном костюме, но у нее нет калфака и фартука. Вот сегодня давайте все вместе приготовим для нашей девочки подарок, украсим фартук и калфак татарским национальным орнаментом. И она тоже сможет пойти на праздник нарядной.

   Чтобы работы получились аккуратными и красивыми мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

.Физкультминутка           Пальчиковая гимнастика   «ЗАМОК»

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?

(Руки складываются в замок, пальцы переплетаются. “Замок” ритмично раскачивается в такт чтению стишка.)

Постучали.

(Не расцепляя пальцев, ритмично постукиваем друг о друга основаниями ладоней.)

Покрутили.

(Не расцепляя пальцев, крутим руками от “себя к себе“.)

Потянули.

(Тянем руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская их полностью.)

И открыли!

(Резко разводим руки в стороны. Обычно это любимое движение у малышей – им нравится показывать, как широко они открыли замок.)

Молодцы, теперь наши пальчики готовы к работе!

 Воспитатель: А сейчас вы выберете по своему желанию то, чем хотите украсить: фартук или калфак. Перед вами на столах лежат шаблоны орнаментов. Сейчас каждый выберет себе шаблон, можно один, два, и разместит его на изделии. Затем простым карандашом переведет его себе. Для раскрашивания вы можете использовать карандаши, фломастеры, краски, гуашь, ватные палочки или кисточки. (Детям напоминается, что они должны закрашивать аккуратно, не выходя за контуры и не оставляя просветов) .

(Дети украшают орнаментами свои калфаки и фартуки. Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой.)

Итог работы

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. (рассматриваются работы ребят).

Посмотрите, какие красивые, яркие фартуки и калфаки у нас получились. Думаю, что наша девочка осталась довольна. Теперь она может часто менять наряды и быть всегда красивой.

А сейчас я хочу угостить вас татарским национальным блюдом – чак-чаком.

 

Дорогие, ребята!  Любите и берегите свою малую Родину. Постарайтесь своими делами приумножить богатства Лямбирской земли, сохранить культуру и традиции ее народа.

 

 

487
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!