Патриотическое воспитание дошкольников
Использование социокультурного пространства ДОО в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание – одна из насущных и актуальных тем российского образования. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) как нормативный документ ставит перед педагогами следующие задачи: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России, на основе развития программ патриотического воспитания.
Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения разработали инновационную Модель патриотического воспитания «Использование социокультурного пространства ДОО в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста», которая была нацелена на формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на плодотворное сотрудничество и взаимодействие с социальными институтами детства.
Для достижения цели Стратегии необходимо решение таких задач, как формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно – туристических и других организаций и развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. Инновационный проект МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» отражает поставленные задачи Стратегии, что определяет его новизну – сформирована обоснованная комплексная система педагогических технологий при реализации инновационного направления.
Задачи инновационного проекта:
– разработать эффективные формы работы, педагогические технологии по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, чувства толерантности;
– создать предметно – развивающую среду, отвечающую потребностям будущего гражданина – патриота;
– сформировать целостную систему взаимодействия с социальными культурными сообществами города, республики для активного сотрудничества и формирования представлений об историческом прошлом нашей Родины, ее богатстве и культурном наследии.
Образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом (общеобразовательной школой, музеями, ботаническим садом, воскресной православной школой, школой изобразительных искусств, библиотекой). Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни.
В течение двух лет педагоги ДОО реализуют инновационную деятельность, используя метод проектов как эффективный метод социализации дошкольника и становление его личности как патриота.
Еще одним из наиболее интересных методов патриотического воспитания является музейная педагогика. С целью приобщения детей к культуре и традициям родного края, воспитания патриотизма, на базе дошкольной организации был создан мини-музей. В музее дети знакомятся с национальными костюмами народов Республики Мордовия, старинной посудой и мебелью, предметами быта (самовар, сундук, колыбель, прялка и др.). Все эти предметы старины вызывают у детей познавательный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
На начальном этапе используем ИКТ – технологии – знакомство с музеями и заповедниками и другими социальными объектами в форме виртуальной экскурсии, интерактивной игры.
Интересным и перспективным становится работа детско – родительских объединений, таких как исторический клуб «Возрождение». Цель организации клуба – содействие в приобретении детьми нравственного духовного опыта, основанного на традициях своего народа и на лучших традициях семейного воспитания; ознакомление детей с историческим прошлым своего края. В рамках функционирования клуба нами разработан комплекс мероприятий, направленный на приобщение к духовным, нравственным и культурным ценностям (на основе сотрудничества семьи и детского сада) по следующим направлениям:
– участие в тематических праздниках, конкурсах, развлечениях;
– организация семейных походов и экскурсии;
– организация совместных выставок;
– реализация совместных мини–проектов, семейных альбомов.
Конечный итог инновационного проекта – разработка и реализация дополнительной программы «Моя малая родина». Цель создания авторской программы проекта – качественная реализация национально – регионального компонента и патриотической направленности ООП. Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности.
Список использованных источников:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html