Развитие творческого воображения и художественного мышления на уроках ИЗО

Развитие творческого воображения и

художественного мышления младших школьников

на уроках изобразительного искусства

Нугаева Л.В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» (Саранск)

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Если хочется, чтобы ребёнок вырос творческой личностью, большое внимание необходимо уделять развитию воображения.

Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, «ибо без воображения нельзя сделать открытие». Без воображения нельзя мечтать, планировать, нельзя научиться догадываться и нельзя научиться видеть проблемы.

Большие возможности для этого имеет изобразительное искусство. Поэтому особое внимание на уроках ИЗО нужно уделять развитию воображения.

Задачи моего выступления следующие.

1. Охарактеризовать творческое воображение как психический процесс.

2. Выявить особенности развития творческого воображения младших школьников.

3. Проанализировать влияние изобразительного искусства на развитие психических процессов младших школьников и охарактеризовать его как средство развития творческого воображения.

4. Предложить рекомендации по совершенствованию творческого воображения.

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определённый отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением.

Выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное.

Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазии во сне).

Активное воображение включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое).

Воссоздающее (вспоминающее) — это представление образов по задуманному описанию, при чтении сказок, книг, стихов.

Творческое («из головы») – это самостоятельное придумывание новых образов по собственному замыслу.

Неуправляемое («буйная фантазия») — набор несвязных нелепиц, рассказывание небылиц со своим участием.

Развитое, смелое воображение — это бесценное свойство оригинального, нестандартного мышления. На одной ступени с воображением стоит и фантазия. Существует некоторая разница между воображением и фантазией.

Воображение — это умение мысленно создавать новые объекты и идеи на основе своих знаний.

Фантазия — это умение мысленно создавать новые сказочные, нереальные идеи и объекты, невозможные ситуации на основе тех же знаний.

Воображение у детей старшего дошкольного воз­раста более организовано и целенаправленно, чем у младших дошкольников. Это связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний, значительным расширением игровой, изобразительной, конструктивной деятельности. Иг­ра, рисование, конструктивно-строительная деятель­ность — эффективные средства развития воображе­ния детей.

Младший школьный возраст характеризуется активизацией воображения, вначале воссоздающего, а затем и творческого. Это период — сензитивный для формирования воображения. Основная линия в его развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, т.е. оно становится произвольным.

Развитию воображения учащихся более всего способствует тематическое и декоративное рисование.

Декоративное рисование, в основном, развивает репродуктивное воображение, так как обычно дети изучают на занятиях различные виды народных росписей (хохлома, гжель, полхово-майданская роспись и др.) и воссоздают их. Но, всё же, существуют задания, требующие и творческого воображения (например, аппликация, рисование орнамента и др.)

Тематическое рисование, на наш взгляд, более всего способствует развитию творческого воображения. В тематическом рисовании ребенок проявляет как художественные, так и творческие способности.

С точки зрения методики преподавания изобразительного искусства, развивать творческое воображение можно с помощью специальной организации уроков.

Любой продукт вообра­жения ребёнка основан на фактах, наблюдениях, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем больше запас наблюдений, чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем больше есть возможностей его использования в деятельности воображения. Накопление разнообразных впечатле­ний, развитие наблюдательности на том или ином уроке — необходимое условие развития воображения.

Творческая деятельность детей напрямую зависит от внимания, а внимание избирательно: человек замечает одно и не замечает другое. Поэтому так важно, на какие ценности будет оно направлено. Нас часто поражает наблюдательность совсем маленьких детей. Потом у многих это уходит, а ведь наблюдательность это не только созерцание, это основа науки и искусства, поэтому наблюдению нужно учить, его нужно развивать. Если это будет делаться постоянно, позже ребёнок сам научится быть наблюдательным. Это крайне важно не только в творческой деятельности, но и в жизни. Научить человека замечать нелегко. Накопленные впечатления развивают образное мышление, воображение, обогащают внутренний мир ребёнка. Умение видеть жизнь широко, во многих её аспектах даёт человеку ощущение полноты жизни.

Однако для создания творческого продукта необходима ещё способность своевременно использовать накопленный опыт. У разных детей эта способность развита неодинаково. Необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способности к его актуализации.

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Чувства всегда стремятся воплотиться в определённые образы. Сначала необходимо возбудить у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем оберегать их от сторонних помех и собственного вмешательства.

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребёнком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Для реализации этого принципа необходимо не только инициировать детское воображение через разные формы связи фантазии и реальности, но и определённым образом построить ту часть урока, когда дети создают и реализуют замыслы своих рисунков.

Данный этап урока должен содержать несколько стадий.

1.Стадия подготовки материала к замыслу.

Она включает в себя два рода совместной работы детей и учителя:

активизацию накопленного жизненного и культурного опыта;

освоение способов построения художественной формы.

Материал первого рода – это всё, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта – истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) – это свойство бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок (гуашь или акварели), фломастеров, пластилина, цветной бумаги. Дети знакомятся на практике с разными технологиями в изобразительной деятельности. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя, поиска своих решений (возможно нестандартных).

2.Стадия постановки замысла-задачи.

Основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, то есть построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определённой задачи. Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями детей. Задача–замысел опережает и определяет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей индивидуальный характер. Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел–задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Поэтому важно особо оценить оригинальность замысла в готовой работе.

3.Стадия творчества.

Эта стадия требует особого состояния сосредоточенности и полной отдаче работе. В процессе творчества ребёнок как бы «отдаёт» накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой стадии строго индивидуальны. Ребёнок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдёт совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя – внушить ребенку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.

Несколько рекомендаций по организации уроков для достижения цели развития воображения.

Уроки не должны проходить скучно и однообразно. На каждом уроке необходимо поддер­живать атмосферу увлеченности. Это зави­сит и от личности учителя, его живого сло­ва, умения интересно преподнести матери­ал.

В начале каждого урока нужно настроить учащихся на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Формулировка темы урока должна интриговать учащихся. Например, вместо «Сегодня будем рисовать на тему «Цветы» лучше сказать: «Сегодня мы отправляемся в чудесное царство цветов».

Чтобы не пропал интерес к рисованию, не рассеивалось внимание, нужно использовать игровые формы активности детей.Метод перевоплощения в различных ге­роев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение. На таких занятиях учащиеся представляют себя зрителями, мастерами-художниками, героя­ми различных сказок, космонавтами. В руках у них волшебные карандаши и палочки, ко­торые разговаривают, обижаются, танцуют.

Очень важный момент урока — работа над образом. Исходя из целей и задач урока, необходимо продумывать, какие методы использовать, что лучше применить для создания художественного образа — стихи или прозу, а может быть, музыку как метод стимулирования образного мышления.

По­этическое слово, произносимое учителем на уроке, вызывает самые разнообразные ассо­циации, пробуждает чувство стремления к прекрасному.

Музыка — чудодейственное средство, ко­торое глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать. Поэтому на уроках изобразительного искус­ства желательно использовать музыкальные фрагменты. На своих уроках для создания творческого настроения использую отрывки из классических произведений русских композиторов.

Стихи, сказки, музыка — непременные составляющие активизации творческой деятельности младших школьников на уроках ИЗО. Они могут быть использованы не только как иллюстрация. Порой они нужны, чтобы заинтриговать, увлечь детей, чтобы получилась игра, а чаще всего, чтобы пробудить фантазию, воображение, усилить образность.

Чтобы уроки были эффективными, следует, прежде всего, продумать количество произведений, отбираемых для показа, и возможности их восприятия учащимися. Не следует перегружать урок зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется силой эмоционального воздействия, которое оно оказывает на ребёнка, всей совокупностью содержания и выразительных средств.

При ознакомлении же детей с художественными произведениями мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства сделать непосредственным, чтобы дети сами самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определённые педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надёжнее решены, чем незаметнее они для детей. Учитель должен задействовать в восприятии все сферы деятельности ребёнка: и эмоциональную, и интеллектуальную, и нравственно-волевую.

При знакомстве с репродукциями картин необходимо направлять ход занятия путём активных вопросов «почему?», «зачем?», чтобы учащиеся смогли сами прийти к нужным выводам. Очень важно, чтобы ребёнок задумался, какие чувства испытывал сам художник, когда создавал ту или иную картину, как он относился к героям своей картины, как их понимал, кого любил, жалел, кем он восхищался, кого осуждал, какие чувства он хотел вызвать у зрителя. Надо дать ребёнку понять, что в картине нет ничего случайного, что её общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – всё служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств. Ребёнок должен понять все эти средства выразительности и научиться применять их в своей самостоятельной творческой работе.

Умение посмотреть на объективную вещь взглядом художника и попытаться отыскать в ней что-то необычное, поразмыслить над ее тайной и соотнести увиденное со своими чувствами и эмоциями, есть то особое умение оригинальным образом перестроить элементы в поле сознания, которое называется развитием творческих способностей.

Неотъемлемой частью учебного процес­са становится современная техника: телеви­зоры, компьютеры, видеоплееры, сканеры, мультимедийные установки. Вместе с тех­никой в школу пришли и новые пе­дагогические технологии. Применение тех­ники требует особой проработки драматур­гии урока. Используя экран, можно совершать пу­тешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитек­туры, скульптуры, изобразительного и де­коративного искусства. Соединение поэти­ческого слова, музыки, слова учителя и сов­ременной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекатель­ное зрелище.

При формулировке замысла-задачи ни в коем случае нельзя говорить, что учащиеся должны нарисовать… Это вызы­вает негативное отношение к заданию. Луч­ше сказать: «Давайте попробуем выразить в рисунках своё отношение...» На такое пред­ложение реагируют лучше.

Ребенок задумал работу, сделал её. Теперь работу нужно обязательно кому-то показать. Иначе весь процесс творчества останется незавершённым, усеченным. Результат очень важен: если он хорош, то хочется рисовать ещё, если нет, то не хочется. В конце урока необходимо проводить кол­лективное обсуждение работ, отметить са­мые удачные из них и всех похвалить за активное участие на уроке.Ученик понимает, что к его работе относятся уважительно, а это, в свою очередь, стимулирует творчество. Часто, уви­дев хорошую работу товарища, учащиеся стараются сделать такую же. Нужно поощ­рять творческую индивидуальность.

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» — утверждал В. А. Сухомлинский.

Рисуя, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Мышление и творчество неотделимы. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребёнка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.

Делая вывод по всему вышесказанному, предлагаю несколько рекомендаций по развитию творческого воображения младших школьников:

необходимо расширять сенсорный опыт детей;

ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности;

развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;

обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей;

наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание, память, мышление;

развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства;

предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;

способствовать оттачиванию художественных навыков как главного инструмента художественного творчества.

404
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!