Урок русского языка "Образование слов с помощью приставки"

Урок русского языка

«Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки»

(УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Нугаева Людмила Васильевнаучитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Саранск Республики Мордовия

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова и овладению умением составлять слова с помощью приставки.

Планируемые результаты

Личностные результаты: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой языковой задачи, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; воспитание любовь к природе родного края.

Метапредметные результаты:

познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах;

регулятивные: формулировать тему урока, цель; сравнивать свою работу с образцом; анализировать, делать выводы; оценивать уровень овладения тем или иным действием; выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; соблюдать нормы речевого этикета.

Предметные результаты: образовывать новые слова, используя разные способы словообразования; образовывать новые слова, используя приставочный способ словообразования; совершенствовать навыки работы со словарями; раскрывать смысл правила о написании приставок в слове и обосновывать свое мнение.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет вам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети

Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.

Учитель

Какое сейчас время года?

Дети

Весна.

Появляется слайд с весенним пейзажем

Учитель

Давайте послушаем стихотворение о том, что предстоит сделать весне.

Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава.

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

На зеленой ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,

Обойти луга с гребенкой,

Птиц вернуть издалека.

Подсластить цветы для пчелки,

Вовремя полить сады,

Наточить ежу иголки,

Вставить косточки в плоды,

Чтобы слива стала сливой,

Будь и ты трудолюбивый.

Видите, сколько дел у весны! А у нас тоже много работы на уроке. Давайте трудиться вместе с весной, помогая друг другу.

2.Основная часть урока

1)Повторение пройденного материала

а) Работа по содержанию. Актуализация знаний

Учитель

Кто скажет, какой теме был посвящен прошлый урок?

Дети

Что такое обращение.

Учитель

Что же такое обращение?

Дети

Слова, обозначающие того, к кому обращаются, называются обращением.

Учитель

Какими знаками на письме выделяются обращения?

Дети

Письменно обращения выделяются с помощью запятых или восклицательного знака.

Учитель

Молодцы! Но случилась беда. Пропало солнышко. А какая же весна без солнышка? Давайте попробуем вернуть его. Для этого нужно выполнить следующее задание.

б) Работа в ТПО. (Упражнение 40 стр. 29). Самостоятельная работа с последующей проверкой

Чтение текста (первые 6 строчек) 

Плачет серый в_р_бей:

«Выйди, солнышко, скорей!»

И б_гут они к М_дведю в берлогу:

«Выходи ты, М_дведь, на подмогу».

Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко ско_рей!

Назовите сказку, из которой приведены данные отрывки. (К.Чуковский «Краденое солнце») 

Подчеркните обращения. Проверка (Подчеркиваются слова: солнышко, М_дведь, злодей.)

Вставьте пропущенные буквы. Проверка

Написание каких слов мы можем проверить по словарю «Пиши правильно»? Кто обращался за помощью к словарю. (Воробей, медведь)

Какое из этих слов мы можем найти в словаре «Происхождения слов»? (Медведь) 

Работа со словарем «Происхождения слов».

Назовите слова с безударными гласными в корне, написание которых мы можем проверить? (Бегут, скорей.) 

в) Словарная работа. Повторение изученных способов образования слов

Учитель

Молодцы! Вот и появилось солнышко на весеннем небе. /Слайд/

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Посмотрите, все ли здесь правильно.

Давайте исправим. Запись предложений по вариантам. Взаимопроверка.

Прочитайте с правильной интонацией.

Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Мы идем в самую гущу леса, под ногами шуршат прошлогодние листья, ветер качает деревья. И они стучат веточками, как будто приветствуют нас. Откройте глазки, посмотрите, какая красота.

Зацвели первые весенние цветы. Обычно раннецветущие травянистые растения называются первоцветами, подснежниками.

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

А на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Появляются слайды с изображением раннецветущих растений: подснежник, медуница, первоцвет, ветреница, купальница.

От каких слов образовались названия цветов: медуница, купальница, ветреница, первоцвет, подснежник. /Слайд/

Запишите три любых слова.

Выделите в них корни.

Какое из этих слов можно считать лишним и почему? (Первоцвет, подснежник)

2)Работа над новым материалом

а) Определение темы урока. Работа с содержанием

Учитель

Но что-то очень тихо в лесу. Как вы думаете почему? Кого не хватает в лесу? А чтобы вернуть в лес его жителей, нам нужно усвоить новую тему.

Какая же тема нашего урока? (Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.)

Что же мы должны узнать на уроке?

— Как могут образовываться слова.

— Что такое приставка.

— Как образуются слова с помощью приставки.

Какую страницу необходимо открыть?

Выполнение упражнения 64 стр.59.

б) Работа с обратным словарем

Откройте Обратный словарь на букву –Ь.

Найдите слова на -ТЬ.

Сколько в списке слов, родственных слову лететь? (15)

лететь

залететь

налететь

облететь

влететь

подлететь

перелететь

взлететь

прилететь

долететь

полететь

пролететь

слететь

отлететь

улететь

вылететь

Ты можешь выделить корень у этих слов? Назови его.

Зачем этим словам частички ПЕРЕД корнем (в словаре они выделены голубым цветом)?

Эти частички придают словам разный смысл?

Слова прилететь и улететь означают разное?

Кто может объяснить, какая же разница в них содержится?

Сравните два предложения. Птицы улетели на юг. Птицы прилетели с юга. /Слайд/

Эти предложения сообщают о разном?

От какого слова образовались ВСЕ эти слова с частичкой перед корнем?

( Все эти слова образовались от слова БЕЗ таких частичек – от слова лететь.)

в) Знакомство с определением приставки. Работа с плакатом Летучей Мыши (Учебник стр. 60)

г) Работа с обратным словарем

Вернись к списку слов, родственных слову лететь.

Выбери из него слова, подходящие по смыслу, и дополни словосочетания:

__лететь до гнезда

__лететь с дерева

__лететь к лесу

__лететь в окно

Договорись с соседом, какие два словосочетания будет писать он, а какие – ты.

Запишите эти словосочетания.

Проверка работы.

Учитель

Вот и появились в нашем лесу пернатые друзья.

Каких перелетных птиц вы знаете?

Какую помощь мы можем оказать птицам весной?

3) Закрепление нового материала

а) Работа со стихотворением

Прочти стихотворные строчки. /Слайд/

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок,

Птичьи домики – скворечники

Мы сколотим из досок.

( О.Высотская)

Проверь по словарю «Произноси правильно» произношение выделенного слова.

Произнеси его несколько раз вслух. 

Произноси правильно!

Пиши: сквореЧник

Произноси: скворе ш ник

Найди в четверостишии слова с приставками, запиши их, выдели приставки. (растопит, сколотим)

Проверка в парах сменного состава. 

б) Выполнение упражнения в группах/Слайд/

Прочитай. Напиши в строчку слова из левого столбика, которых нет в правом столбике. Выдели в них приставку. Маша нашла 4 слова, а Миша — 3 слова. А сколько найдешь ты?

оберегает

подчистит

построит

погубит

наклонит

сломает

за цветет

охраняет

прилетит

выводит

наклонит

зацветет

выпустит

Проверка по карточке самоконтроля. (Оберегает, погубит, сломает, охраняет.) /Слайд./

Разделите слова-названия действий на две группы.

А вот и другие лесные жители появились в лесу.

Выясни значение слова охранять.

Каким словарем воспользуешься?

Это многозначное слово?

Сколько значений у этого слова?

Что значит охранять природу?

3)Итог урока. Рефлексия

Появляется слайд с изображением лесной полянки

Учитель

Посмотрите, сколько животных собралось на цветущей полянке. Здесь и птицы, и звери, и мы, люди. И никто никого не боится. Так давайте же возьмемся за руки – человек и природа, будем дружить, бережно относиться друг к другу. Недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он завял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать;

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

Ребята, давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом.

А чем же нас заинтересовало слово подснежник?

Что узнали на сегодняшнем уроке?

Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу с помощью шкалы самооценки.

549
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!