"В гостях у Чипани"

«В гостях у Чипани»

(Конспект занятия для детей старшей группы)

Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Бекшаева Е. С.

Цель: продолжение знакомства детей с мордовским (эрзянским) языком.

Задачи: Обучающие: повторить мордовские слова и словосочетания – Шумбратадо, Шумбрат, Вастомазонок, Сараскесэ, катка, киска, скал, Тонь кода леметь? Монь лемем …; познакомить детей с эрзянскими словами сея, реве; продолжать знакомить детей с элементами мордовского костюма; вызвать желание к общению на мордовском (эрзянском) языке; учить воспринимать на слух мордовскую речь, вступать в общение на мордовском языке; формировать у детей потребность в двигательной активности; способствовать накоплению мордовского словаря, формированию грамматического строя речи, навыков речевого общения.

Развивающие: развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, память, связную речь; развивать интерес к родному краю, мордовскому (эрзянскому) языку, умение общаться, договариваться, советоваться со сверстниками при работе в группах; развивать двигательную активность, речевую активность; развивать эмоциональную отзывчивость, поддерживать инициативность, обогащать словарь детей.

Воспитательные: воспитывать уважение к мордовскому народу; воспитывать трудолюбие, внимательность, аккуратность, усидчивость, желание работать в коллективе, воспитывать сострадание, прививать любовь к народным мордовским играм, желание играть в них.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Материалы и оборудование: кукла в национальном костюме — Чипаня (эрзяночка), картинки – кошка, собака, корова, коза, овца (Приложение №1), картинки с изображением элементов мордовского костюма (Приложение №2), 3 бумажных куклы и детали мордовского костюма из бумаги, магнитная доска, магнитики.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядные (рассматривание картинок), словесные (рассказ воспитателя, беседа, указания и пояснения в воспитательном процессе, подведение итога), игровые, практические.

Предварительная работа: знакомство со словами и словосочетаниями – Шумбратадо, Шумбрат, Вастомазонок, катка, киска, скал, Тонь кода леметь? Монь лемем…, рисование мордовского орнамента, посещение Краеведческого музея, знакомство с мордовским костюмом, аппликация «Украшение салфетки», конструктивно – модельная деятельность «Украшение национального женского головного убора мордовским орнаментом», «Кукла в мордовском платье», знакомство с народной мордовской игрой «Сараскесэ» («В курочек»), разучивание физкультминутки «Поезд».

Планируемые результаты: увлечение мордовским (эрзянским) языком, поднятие эмоционального настроя, активное и доброжелательное взаимодействие детей с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; эмоциональный отклик на предложенные задания.

Содержание организованной образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла – эрзяночка. Она говорит нам: — Шумбратадо! (Здравствуйте!)

Воспитатель: Давайте и мы с ней поздороваемся по-эрзянски! (Шумбрат, Чипаня!).

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, эрзяночка хочет с вами познакомится. Она говорит:

— Монь лемемь Чипаня!

Воспитатель: Как вы думаете, что она сказала? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, она сказала: «Меня зовут Чипаня!». Чипаня в переводе с эрзянского означает «Солнечная».

Воспитатель: Послушайте! Она еще что-то спрашивает.

— Тонь кода леметь?(Как тебя зовут?)

Воспитатель: Монь лемемь Екатерина Сергеевна!

Чипаня обращается к детям:

— Тонь кода леметь?(Индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: Наша куколка – эрзяночка живет в деревне, и она приглашает нас к себе в гости.

Воспитатель: Поедем в гости к Чипане? (Ответы детей).

Воспитатель: Чипаня живет далеко-далеко, нужно будет ехать на поезде.

Воспитатель: Приготовились? Поехали!

Мы в вагончиках сидим.

(ноги слегка согнуты в коленях, руки сложены перед грудью)

Мы сидим, мы сидим,

И в окошечки глядим,

(повороты головы вправо, влево)

Весело глядим.

Едет, едет паровоз -

(притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

Ребятишек он повёз,

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

А колёсики стучат — так – так – так, так – так – так!

(хлопают ладонями по коленям)

Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так!

(стучат кулаками по коленям)

Громко подаём гудок:

(поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду!

Подъезжает паровоз -

(поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду!

Ребятишек он привёз!

Воспитатель: Вот мы и приехали.

Воспитатель: Но Чипаня живет здесь не одна. Давайте отгадаем с кем!

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой.

Воспитатель: Кто это? (Кошка).

Показать картинку с изображением кошки.

Воспитатель: Кто из вас помнит, какпо-эрзянски кошка? (Катка).

Воспитатель: Какая польза от кошки? (Ответы детей).

Воспитатель: Слушайте следующую загадку:

Машет радостно хвостом,

Когда идет хозяин в дом.

У нее удел таков –

Дом хранить от чужаков.

Воспитатель: Кто это? (Собака).

Показать картинку с изображением собаки.

Воспитатель: Кто помнит, какпо-эрзянски собака? (Киска).

Воспитатель: Какую пользу приносит собака? (Ответы детей).

Воспитатель: Следующая загадка:

Живет она у нас в хлеву,

Жует и сено, и траву,

И молоко попить дает.

Так кто ее мне назовет? (Корова).

Показать картинку с изображением коровы.

Воспитатель: Кто помнит, какпо-эрзянски корова? (Скал).

Воспитатель: Какую пользу приносит корова? (Ответы детей).

Воспитатель: Следующая загадка:

Это, что за дереза,

В огород залезла,

Двое рожек у неё,

Молоко полезное.

Воспитатель: Кто это? (Коза).

Показать картинку с изображением козы.

Воспитатель: По-эрзянски коза – сея. (Дети повторяют хором. Два – три ребенка повторяют по очереди).

Воспитатель: Какую пользу приносит коза? (Ответы детей).

Воспитатель: И последняя загадка:

Сбились тесно, дружно в кучки

На лугу живые тучки.

Ждут – хозяева придут,

Их кудряшки остригут.

Воспитатель: Кто это? (Овцы).

Показать картинку с изображением овцы.

Воспитатель: По-эрзянски овца – реве. (Дети повторяют хором. Два – три ребенка повторяют по очереди).

Воспитатель: Какую пользу приносит овца? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а как можно одним словом назвать этих животных? (Домашние).

Воспитатель: — Молодцы! В какую мордовскую народную игру мы недавно с вами играли? («Сараскесэ» — «В курочек»). Давайте вспомним слова водящего! (Дети произносят хором).

— Паро сараске вешнян,

Эстень сараске раман.

Конась сехт евадрине,

Конась сехте мазыйне.

Перевод:

Хорошую курочку ищу,

Себе курочку куплю,

Которая самая хорошая,

Которая самая красивая.

Правила игры:

Дети делятся на две группы. Одна группа – курочки — встают в круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий — покупатель ходит по кругу со словами и выбирает, у кого взять курочку:

Паро сараске вешнян,

Эстень сараске раман.

Конась сехт евадрине,

Конась сехте мазыйне.

Он дотрагивается до одной из курочек. Сразу же водящий и хозяин бегут наперегонки по кругу в разных направлениях (водящий бежит вправо, хозяин — влево). Кто из них прибежит первым и встанет за курочкой, тот и становится ее хозяином, а оставшийся становится водящим.

Примечание. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займет место за выбранной курочкой. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронулся рукой до курочки.

Дети играют в мордовскую народную игру 3-4 раза.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли в игру «Сараскесэ», животные Чипани куда – то разбежались. И Чипаня не знает где их искать. Чем же нам ей помочь? (Ответы детей).

Воспитатель: Я знаю, что нужно делать! Животные понимают только эрзянский язык, и если мы их позовем по-эрзянски, то они обязательно вернутся!

Дети зовут кошку, собаку, корову, козу и овцу по-эрзянски. (Катка, киска, скал, сея, реве).

Воспитатель: - Молодцы! Вы справились с заданием! Все животные вернулись к Чипане!

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой у Чипани красивый мордовский костюм!

На доске висят картинки с изображением элементов мордовского костюма.

Воспитатель: Панго – головной убор, панар – рубаха, икельга паця – передник, пулай — набедренное украшение, сюлгам – нагрудник, карть – лапти. (Дети повторяют названия элементов мордовского костюма).

Воспитатель: Ребята, Чипаня хочет с вами поиграть. Она предлагает вам нарядить бумажных кукол в мордовские костюмы.

Вызывается по 2 ребенка на каждую куклу. Игра может повториться несколько раз. По окончании игры называются все элементы мордовского костюма на куклах на русском и на эрзянском языках.

Воспитатель: Какие красивые куклы у вас получились! Чипаня дарит их вам. (Спасибо!).

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Как мы попрощаемся с Чипаней по-мордовски? (Вастомазонок, Чипаня!).

Воспитатель: Приготовились? Поехали!

Мы в вагончиках сидим.

(ноги слегка согнуты в коленях, руки сложены перед грудью)

Мы сидим, мы сидим,

И в окошечки глядим,

(повороты головы вправо, влево)

Весело глядим.

Едет, едет паровоз -

(притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

Ребятишек он повёз,

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

А колёсики стучат — так – так – так, так – так – так!

(хлопают ладонями по коленям)

Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так!

(стучат кулаками по коленям)

Громко подаём гудок:

(поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду!

Подъезжает паровоз -

(поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду!

Ребятишек он привёз!

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

III. Итог.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали (Ответы детей).

— С кем живет Чипаня? (Ответы детей).

— Как по-эрзянски будет кошка? (Катка). Собака? (Киска). Корова? (Скал). Коза? (Сея). Овца? (Реве).

— А что еще интересного видели в деревне у Чипани? (Мордовский костюм).

— Давайте повторим названия элементом мордовского костюма. (Панго – головной убор, панар – рубаха, икельга паця – передник, пулай — набедренное украшение, сюлгам – нагрудник, карть – лапти).

— А что подарила вам Чипаня? (Кукол в мордовских костюмах).

— Что больше всего вам понравилось на занятии? (Ответы детей).

Воспитатель: Мне было очень интересно гостить с вами у Чипани в деревне! Спасибо!

249
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!