МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать

свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».

Д.С.Лихачев.

В одном из выступлений президент В.В. Путин подчеркнул: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и этот фундамент — патриотизм. Патриотизм – это уважение к своей истории, традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и существованию сотен народов на территории России, это ответственность за свою страну, за своё будущее. Сама история России – настоящий патриотизм, который не имеет нечего общего с идеями расовой, национальной, религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственная ориентация закладываются в человеке в детстве и юности. Огромная роль отводится семье и обществу, образовательно – культурной политике всего государства».

Сохранить «человеческое» в наших детях, начиная с дошкольного возраста, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить правилам общения, умению жить среди людей — главные идеи воспитания и духовно — нравственных качеств личности.

В настоящее время программы ДОУ, определяющие содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, направлены на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста, формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности будущего школьника. Одними из основных принципов дошкольного образования являются:

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— учёт этнокультурной ситуации развития детей.

В связи с этим, становится актуальным одно из направлений в работе по приобщению к истокам культуры — краеведение.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея. Поэтому на сегодняшний день её рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

В январе 2017 года в нашем саду было принято решение о создании Мини-музеев в каждой группе, согласно определенной тематики:

— «Мир тряпичной куклы» (первая младшая группа №1); здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие куклы, пришедшие к нам из прошлого. Дети других возрастных групп знакомятся здесь с историей народной игрушки, а также познают секреты изготовления этих игрушек

— «Природа родного края» (первая младшая группа №2); здесь представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, а также фотоальбомы с представителями флоры и фауны.

— «Мини музей театра» (вторая младшая группа); приобщает дошкольников к миру театра, в нем собраны несколько видов театральных кукол, декораций, оформлена театральная гримерка, собрана картотека театрализованных игр, а также библиотека сценариев для постановок. Все это способствует развитию моторики, речи, а также предоставляются условия как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок.

— Мини музей боевой славы «Я помню, я горжусь!» (средняя группа), знакомит детей с героями нашего края, их подвигами во время ВОВ. Собранная библиотека книг и фотоальбомов способствует воспитанию патриотических чувств и познавательного интереса к героическим страницам прошлого.

— Мини-музей «Родной край» (старшая группа); знакомит детей с историей Мордовии, её интересными местами. В музее собрана большая экспозиция предметов быта, музыкальных инструментов, игрушек, вышивок, костюмов и т.д., бережно собранных воспитателями и родителями. Музей открыт для посещения детей из других групп, эти встречи проходят всегда очень интересно и плодотворно.

— «Мини-музей книги» (подготовительная группа). Задачей этого мини-музея является знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

На первом этапе создания мини-музеев стояла задача собрать экспонаты мини-музеев, систематизировать отобранный материал, оформить паспорта мини-музеев, воспитателям старшей и подготовительной группы разработать маршруты проведения экскурсии, с участием воспитанников. Хочется отметить, что родители воспитанников приняли активное участие в сборе экспонатов для мини-музеев. Воспитанники совершают экскурсии в соседние группы, где знакомятся с предоставленными экспонатами. Причем, при создании мини-музеев учитывался тот факт, что воспитанники смогут в буквальном смысле прикоснуться к экспонатам, узнать их истинное назначение.

18 мая каждый год отмечается День Музеев, поэтому в этом учебном году мы решили подготовить юных экскурсоводов (старшая и подготовительная группа), для того, чтобы дети самостоятельно смогли себя попробовать в роли экскурсовода.

Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду — это симбиоз творческой деятельности всех участников педагогического процесса. Он направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение к системе общечеловеческих, социокультурных ценностей.

192
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!