Развитие творческих способностей дошкольников с применением нетрадиционных форм рисования
Актуальность
Дошкольный возраст – самый важный период в жизни ребенка. На данном возрастном этапе ребенок открывает для себя удивительный и незнакомый окружающий мир, представляя собой маленького исследователя. И чем разнообразней будет деятельность детей, тем успешнее будет развиваться ребенок, и ярче будут реализовываться его творческие возможности и способности. А мы, педагоги и родители, должны помочь ребенку открыть в себе эти творческие способности, а также создать условия для их развития, что в свою очередь поможет ребенку в становлении личности.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Исходя из этого, ребенку предоставляется выбор материалов и техник для творческой работы. Актуальность проблемы состоит в том, что в работе можно придерживаться не только стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи информации, которые рекомендует нам использовать образовательная программа, но и новых программ, технологий, которые позволяют нам сделать процесс творчества более интересным и продуктивным. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои творческие работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Одним из приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста является работа с детьми с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.
Цель исследования: определить эффективность нетрадиционных техник рисования как форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей.
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе с семьей.
Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут эффективно развиваться при условии, если будет организована система работы с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.
Задачи:
1.Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2.На основе изучения теоретической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования, проследить историю использования нетрадиционных техник рисования как формы развития творческих способностей и определить её роль и место среди других форм работы.
3.Выявить состояние работы педагогов ДОУ в использовании нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
4.Разработать систему работы по развитию творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.
5.Разработать методические рекомендации для воспитателей.
Ведущая педагогическая идея: создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ публикаций по теме исследования; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы с детьми; наблюдение за детьми в ходе занятий и свободной деятельности; анкетирование и беседа с родителями.
Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме; создание необходимых условий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования; определение эффективности использования нетрадиционных форм рисования при развитии творческих способностей; создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик; ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества; тщательно готовить заключительный этап проекта и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т. п.
Новизна опыта. Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности использования нетрадиционных форм рисования при развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей.
Теоретическая значимость. Использование нетрадиционных форм рисования позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы.
Познавательная значимость.
Детское творчество поражает нас своими удивительными, яркими образами, своей непосредственностью, неограниченной фантазией. В продуктивной деятельности мы формируем у детей устойчивый интерес к творческой деятельности, развиваем их способности.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
В разработанной мной системе работы по развитию творческих способностей с применением нетрадиционных художественно – графические техники рисования в процессе взаимодействия с семьей, я использую следующие нетрадиционные формы рисования:
- Øтычок жесткой полусухой кистью;
- Øрисование пальчиками;
- Øрисование ладошками;
- Øрисование ватными палочками;
- Øоттиск пробкой;
- Øпечать по трафарету;
- Øоттиск поролоном;
- Øоттиск печатками из ластика;
- Øвосковые мелки + акварель;
- Øсвеча +акварель;
- Øоттиск смятой бумагой;
- Øмонотипия предметная;
- Øмонотипия пейзажная;
- Øчерно – белый граттаж;
- Øнабрызг;
- Øотпечатки листьев;
- Øтычкование;
- Øкляксография с трубочкой;
- Øцветной граттаж;
- Øкляксография.
Использование нетрадиционных форм рисования позволяет создать непринужденную атмосферу, открытого раскованного общения, а также развивает детскую инициативу и самостоятельность, в процессе работы создается эмоционально – положительное отношение к деятельности. Также, использование нетрадиционных техник рисования, позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их интересы и желания.
Нетрадиционные формы рисования – это направление к развитию воображения, творческой активности и индивидуальному выражению своих желаний, интересов, мыслей. Рисование с применением нетрадиционных форм позволяет детям думать самостоятельно, использовать разные способы рисования в одной работе, а также решать, какую форму использовать для получения более выразительного результата. В связи с этим у детей отмечается высокая работоспособность и активность при выполнении работы.
Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:
1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный):
Изучение теоретической части развития вопроса;
Выявление уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей;
Разработка диагностического инструментария к материалу;
Проведение диагностики;
Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап – практический:
- Работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей;
- формировать предпосылки художественной деятельности с применением нетрадиционных форм рисования, интеллектуальной инициативы.
3 этап – коррекционный:
Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.
4 этап – завершающий:
Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Эффективность проведенных мероприятий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.
Разработка методических рекомендаций.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-7 лет, родители, педагоги.
Ожидаемый результат – заключается в повышении качества воспитательного процесса, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.