«Использование современных педагогических технологий в музыкально-эстетическом развитии дошкольников
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Выполнять эту задачу эффективно помогает метод интеграции деятельности участников образовательного процесса. Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане музыкальному руководителю отводиться особая роль. Поэтому цель работы музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.
С появлением современных педагогичесих технологий — авторы Т.Э.Тютюнникова, О.П.Радынова, Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой, Карла Орфа — появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства.
Применение информационных компьютерных технологий позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование элементарное музицирование. Детские музыкальные инструменты, прежде всего шумовые, наиболее просты и доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для детей дошкольного возраста в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Методика Карла Орфа «Рисование картины звуками» открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, цветка которые можно так просто изобразить – карандашами, красками, мелками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству. Восприятие классической музыки позволяет показать ребенку красоту, выразительность и изобразительность лучших примеров музыкальных произведений композиторов – классиков, воспитывать любовь к музыке, увидеть ее красоту и научиться ее понимать.
Игровой стретчинг, в переводе с английского растяжка, комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Игровой стретчинг-это методика комплексного оздоровления дошкольников, специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц.С помощью включения в динамические паузы движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка. Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в досуги, праздники.
Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.
Мною были разработаны и проведены следующие проекты: «Чудеса времён года», «Рисуем музыку». Главной целью проектов: воспитание гармонически развитой личности, постижение мира природы через музыкальные образы, развитие музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих способностей детей.
Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.
Проанализировав свою работу результаты показываю, что, методика интеграции и вариативности применения современных технологий музыкальной деятельности позволяет повысить уровень музыкального развития детей. Исходя из результатов исследования статистики поступающих выпускников ДОУ в Детскую музыкальную школу, можно сказать, что выпускники ДОУ (30%) ежегодно поступают в ДШИ, успешно обучаются, продолжают начатую в детском саду конкурсную и концертную деятельность в нашем детском саду.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
-повысилась выразительность, легкость и точность исполнения танцевальных движений;
-сформировано умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;
-появилась способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.
Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели работы и музыкального воспитания в нашем детском саду – научить детей любить и понимать музыку.