ПРОЕКТ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП: ЧТО И КАК»
ПРОЕКТ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП: ЧТО И КАК»
Подготовила воспитатель структурного подразделения
«Детский сад №114 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Кузьмина Татьяна Валентиновна
Актуальность. В каждом празднике есть своя неповторимая изюминка, присущая только ему. Неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова являются рождественские вертепы. Рождественский вертеп — своеобразный кукольный театр, который показывали наши предки на Рождество Христово и на Святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Беларуси более двухсот лет назад. По домам ходили христославы, славившие рождение Спасителя, а вместе с ними — группа ребят, показывавших вертеп. Вертепы бывали разные — большие, в рост человека, и совсем маленькие — чуть больше коробки из-под обуви. Куклы вырезались из дерева, затем их раскрашивали и одевали в одежды из цветных лоскутков. А как можно сделать вертеп с ребятами дошкольного возраста? Разобраться в этих вопросах поможет поисково- исследовательская деятельность, осуществляемое в ходе реализации проекта.
Цель проекта: приобщение детей 4-5 лет к народной культуре посредством ознакомления с праздником Рождества Христова как Рождественского чуда.
Задачи проекта: создание условий для приобретения опыта участвовать в подготовке к семейным и общественным праздникам;
создание условий для приобретения опыта наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности;
создание условий для приобретения опыта заучивать предлагаемые тексты песен, стихов, эмоционально их воспроизводить.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Проект краткосрочный, рассчитан на две недели.
Участники проекта. Педагоги, дети средней группы, родители.
Ожидаемые результаты. В результате проектной деятельности у детей сформируются представления: об истории возникновения праздника, о семейных традициях отмечать его,
Этапы проектной деятельности.
Подготовительный этап.
Подготовка информации из истории праздника «Рождество», о традициях праздника; привлечение родителей к участию в данном проекте.
Продуктивный этап.
Непосредственно-образовательная деятельность:
-Познавательное развитие: Презентация «Что такое рождество», «Добрые руки не знают скуки» (встреча с интересными людьми», «Путешествие по реке времени», «Путешествие по карте», ИОС «Ходит сон вдоль окон…»,
-Художественно-эстетическое развитие: аппликация «Нежный ангел», рисование «Звёздное небо», лепка «Овечка», конструирование «Ёлочка»; прослушивание и разучивание песен на Рождественскую тематику.
-Речевое развитие: беседы с детьми:«Рождество Христово», «Кто такие ангелы?»; обсуждение, что означают: «Рождественский сочельник», «Колядки», «Святки»; чтение библейского повествования о Рождении Христа; прослушивание аудио — записи (В.А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель»), заучивание (Саша Черный «Рождественское»), чтение: В. Берестов «Перед Рождеством»
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
-совместное изготовление Вертепа;
-изготовление панорамы Звездного неба;
-просмотр презентации по сказке «Ёлка, пальма и олива»
-дидактические игры: «Желание ангелу», «Без чего дом не бывает», «Угощение для гостей», «Составь картинку», «Домашние животные других стран», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний»; просмотр Рождественских фильмов и мультфильмов.
Самостоятельная деятельность детей.
-Изготовление рождественских подарков. Открыток.
-Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «К нам гости пришли»;
-подвижные игры: «Два мороза», «День-ночь»
Работа с родителями.
Проведение анкетирования «Знакомы ли Вы с традиционными праздниками русского народа», консультации: «С детьми о народных праздниках», «Вертеп — прошлое и настоящее». Изготовление родителями кукол (девы Марии, младенца и ангела) для вертепа, подбор художественной литературы для чтения и рассматривания иллюстраций с детьми.
Заключительный этап.
-Театрализованное представление «Рождественская сказка».
-Поэтический батл «Рождественское» на портале ДОУ- http://ds114.ru/load/gruppy_detskogo_sada/pochemuchki/110
-Чаепитие с традиционными печениями.
-Обобщение, подведение итогов реализации проекта.
-Презентация проекта.