Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками по математическому развитию
Математическое развитие детей дошкольного возрастанеразрывно связано с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития. Математика – характерный язык представления окружающего мира. Если познавательная деятельность может осуществляться, в том числе и путем самостоятельного исследования, формирование элементарных математических представлений возможно только при условии целенаправленной деятельности взрослых с ребенком в специально созданной математической среде.
Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Формирование у ребенка математических представлений легче происходит, если занятия проводятся в нетрадиционной форме, в процессе которых легче усвоить весь объем знаний и умений, овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. В процессе пользования нетрадиционными техниками рисования у детей совершенствуется наблюдательность, чувственно — двигательная координация, дети знакомятся с новыми материаламии способами их использования, в ходе занятия у детей воспитываются нравственно — волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности и т.п.
Математика может превратиться в оригинальную, если применять в НОД детей нетрадиционную технику рисования, потому что в этих способах изображения нет сложного задания и строгого контроля. Они достаточно просты по технологии. Нетрадиционные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Их применение делает занятие по ФЭМП более свободным, радостным, успешным. Считаю, что тема достаточно актуальна, интересна и востребована. Использование нетрадиционных техник и материалов – это своего рода, инновация в творческо-педагогическом процессе.
Нетрадиционное рисование в формировании элементарных математических способностейпомогает решить следующие задачи:
— мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
— пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
— внимания и усидчивости;
— изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
— формируются навыки контроля и самоконтроля.
Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.
Задачи нетрадиционной техники художественно-эстетического развития:
-Учить слушать задания и правильно выполнять их;
-Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь;
-Развивать мелкую моторику;
-Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие;
-Повышать зрительно-двигательную активность;
-Способствовать снятию напряжения перегрузки детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности;
При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
В использовании нетрадиционного рисования по ФЭМП есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждый приём решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Поэтому, активное использованиенетрадиционного приёма рисования является одним из важных условий развития детей по ФЭМП. Нам интересно было найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогли добиться хороших результатов. Так как наша дополнительная образовательная программа имеет приоритетом ФЭМП, то и нетрадиционные приёмы рисования в своем содержании обязательно несут задания по ознакомлению с геометрическими фигурами, расположением предметов в пространстве, количественным счетом.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (наносят отпечаток) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.
Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
В этом направлении мы работаем несколько лет и можем с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей. Это видно по результатам диагностики.
Использование нетрадиционных техник рисованияна математике позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Техник использования нетрадиционного рисования в математике много, например:
рисования пальчиками и ладошками – это самый простой способ получения изображения. Ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Есть много разных приемов рисования пальчиками или ладошками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, или стараться придать рисунку форму того или иного предмета.
Мы используем следующие техники:
Техника рисование печатью,
Оттиск картоном,
Рисование ватными палочками,
Печать мятой бумагой, поролоном, ластиком,
Печать овощами, пробками — детям очень нравится эти способы рисования предметов и применения их в математике. Обмакиваем предмет в краску и ставим им отпечаток на бумаге. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет. Нарисованные предметы дети используют при счете, для решения задач, сравнении предметов, ориентировке в пространстве и т.д.
Например:
Задание: Нарисовать на нижней полосочке шариков больше, чемна верхней (используем отпечаток воздушным шариком, опускаем его в краску и делаем нужное количество предметов)
Задание: нарисовать дом (высокий – низкий), дорожку ( длинную — короткую или ленточку)Техника рисования: Оттиск картоном(Рисуется маленькими кусочками картона.)
Таким образом, мы закрепляем пройденный материал: высокий, низкий, длинный, короткий.
Задание: Напечатать листья на дереве (закрепляем навык счета, делаем отпечаток ягод пробкой или печатью с использованиемовощей (кол-вопредметов по заданию)
Задание: Нарисовать веточку ватными палочками.( с определённым количеством палочек)
Задание: На короткую нить прикрепить 7 листочков, на длинную 10
(отпечаток листочкана пластилине) Сколько листьев на двух нитках?
Задание: (на ориентировку в пространстве, используем) В правом верхнем углу 3 шарика, в левом нижнем 1 шарик, в левом верхнем 7 шариков, в правом нижнем 5. Задания могут быть различные.
Математика и рисование нетрадиционными методами очевидна и несложна. Вместе с просьбой выполнить то или иное задание по рисованию делается акцент на либо форму изображаемых предметов, либо их количество, либо расположение.
Занятия в нетрадиционной форме помогли нам повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас, кругозор, закрепить навык рисования нетрадиционным способом.
Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте на занятии по ФЭМП, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить рисование, а также сохранить интерес к математике через изобразительную деятельность на долгие годы.
В ходе такой работы у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и, кроме того: художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность.
Список литературы:
Акунёнок Т.С.«Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования //Дошкольное образование 2010
Анциферова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика 2011
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
И.А. Лыкова» Изобразительное Творчество в детском саду» авторская программа «Цветные ладошки»
А.Никитина: Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Гибсон, Рей. Мы рисуем: [Для дошк. и мл. шк. возраста] / Рэй Гибсон; М.: Росмэн, 1999. («Учимся играя»).;
Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. М.: «ДОМ XXI век», 2007. 185 с.
П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну… // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с. 48.
Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.
Волчкова В. Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 1. –
С. 45.
Интернет ресурсы