«Зимующие птицы»

Дошкольное образование

Ширикова Наталья Николаевна Воспитатель структурного подразделения

«Детский сад № 4 комбинированного вида» МБДОУ

«Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Тема проекта: «Зимующие птицы».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Тип проекта: групповой, краткосрочный (2недели)

Участники: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.

Требования внешней среды: Сейчас (зимой) птицы, в поисках пропитания, перекочевали ближе к людям. Нам просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц? В наш непростой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только весёлые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Актуальность

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача — познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы, вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.

Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах и их нуждах в зимний период.

Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи проекта:

Образовательные

  • Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
  • Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.

Развивающие

  • Развивать познавательные способности детей, учить проявлять

любознательность и самостоятельность.

  • Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
  • Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.

Мероприятия по решению задач:

1 этап – подготовительный:

1. Определение уровня знаний детей:

Беседа с использованием иллюстративного материала «Что ты знаешь о птицах»;

Д/и «Зимующие птицы»; Д/и «Каких птиц не увидишь зимой?»

2. Подбор информации по теме проекта: «Трудно птицам зимовать»

3. Беседы с родителями по теме проекта:

«Покормите птиц зимой»

4. Оформление книжного уголка (подбор книг о зимующих птицах)

2 этап – основной:

1. Познавательная:

Рассматривание птиц на картинках (Картина «Свиристели», фотографии: «Снегири на ветке», «На кормушке», «Воробьи»)

Презентация «Мы остались зимовать»

— Беседы «Птицы зимой — какие они?» «Как помочь птицам зимой?» «Пользу или вред приносят человеку птицы» (обсуждение)

Наблюдения за птицами во время прогулки (птичьи следы на снегу; за вороной; сорокой; снегирями; синичкой; голубями; свиристелями).

ФЭМП («Сравнение предметов по количеству и высоте»; «Сравнение предметов по размеру и количеству»; «Больше – меньше или поровну»; «Сколько птиц на кормушке»)

2. Коммуникативная:

Рассматривание картины («Кормушка», «Следы на снегу»)

Речевая игра («Ворона», «Назови ласково», «Кого угостили?»).

3. Игровая:

Пальчиковые игры («Дятел – доктор»; «Вороны»; «Веселый воробей»; «Любопытная ворона»; «Воробьята»; «Дятел сел на толстый сук», «Чудные птицы»)

Сюжетно-ролевые игры («Ласковая мама»; «На кормушке»)

Настольные игры (Пазлы, домино, шнуровки по теме.)

Дидактические игры:«Какая птица лишняя» Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятия «зимующие птицы», «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать зимующих птиц, развивать внимание, память.«Где, какая птица находится» Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на». «Кто где живёт», «Найди по описанию» Цель: отгадывание птиц по их описанию: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки. «Какой птицы не стало?», «Чего не хватает?» Цель: учить запоминать и называть части тела птиц (клюв, хвост и т.д), воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь.

4. Двигательная:

Подвижные игры («Стая птиц»; «Попрыгунчики – воробушки»; «Синички и кот»; «Совушка и мыши»; «Воробушки и автомобиль»; «Кто за кем?»; «День – ночь»; «Мы – птицы»)

Утренняя гимнастика «На кормушке»

Физкультминутки («Веселые вороны»; «Дятел»; «У кормушки»; «Птички»)

Упражнения на дыхание («Снегирёк», «Перышко».)

5. Чтение:

-Чтение художественной литературы: Стихотворения: З. Александрова «Новая столовая»; Г. Ладонщиков «Наши друзья»; И. Демьянов «Воробей»; народные песенки: «Совушка – сова», «Где вы, гуленьки», «Сидит ворон на дубу»; Шотландская песенка «Птички»; Японская сказка «Самый красивый наряд на свете»; Рассказ К. Д. Ушинский «Дятел»; Рассказы Е. Чарушина «Воробей», «Дятел». М. Горький «Воробьишко», М.С. Пляцковский «От чего галка чёрная», Ирис Ревю«Возвращение на родину». Чтение потешек, скороговорок о зимующих птицах.

Заучивание стихов (М. Скребцова «Птицы зимой», А. Прокофьев «Снегири»; Считалок: «Прилетели свиристели», «Шла ворона на базар», «Воробьишки – воробьишки)

Отгадывание загадок

6. Продуктивная:

Рисование («Синички – сестрички» (коллективное); «Как розовые яблоки на ветках снегири»)

Работа в раскрасках

Аппликация («Прилетайте в гости»; «Снегирек»)

Лепка «Рябинка для птиц»

Конструирование («Кто к кормушке прилетел» (оригами); «Санитар леса – дятел» (подручный материал)

7. Сотрудничество с родителями:

Консультация для родителей «Как и из чего можно изготовить кормушку»

Конкурс «Самая оригинальная кормушка»

Сбор корма

Помощь в изготовлении дидактических игр

8. Итоговое мероприятие: Оформление выставки «Кормушки для птиц»

3 этап – заключительный

Цель: закрепление полученных знаний о зимующих птицах.

Проверка результатов реализации проекта

Беседа «Что мы узнали о зимующих птицах»

Дидактические игры: «Четвертый лишний»; «Угадай по описанию»; «Что принесла нам сорока»

Итоговое мероприятие:

Проведение викторины «Пернатые друзья».

Итоговый продукт:

Фотовыставка «Как я забочусь о птицах зимой»

249
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!