Проект «Покормите птиц зимой» ( средняя группа)

Проект «Покормите птиц зимой» ( средняя группа)

Подготовила Вельмискина М.В., воспитатель структурного подразделения

« Центр развития ребенка — Детский сад № 14 МБДОУ « Детский сад

« Радуга» комбинированного вида Рузаевского муниципального района»

Актуальность:

Зима — суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.

В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Сызрани зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей городской или домашний, сорока, синица большая, большой пестрый дятел, малый пестрый дятел, снегирь и во второй половине зимы –свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Мы решили провести в группе акцию в поддержку зимующих птиц «Покормите птиц зимой!».

Проблема:

Далеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. Этот период, пожалуй, один из самых сложных в жизни птиц. Конечно, зимующие виды имеют механизмы, защищающие их от холода — это оперение и интенсивный обмен веществ. Но при недостатке корма эти приспособления не срабатывают и многие птицы замерзают в морозные ночи. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой и в начале весны.

Цель:

оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.

Задачи:

Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.

Формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками.

Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Тип проекта :

групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский, информационный.

Реализация проекта по этапам:

Подготовительный этап:

1. Знакомство детей с зимующими птицами нашего города.

2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.

3. Обсуждение цели и задач с детьми, родителями.

4. Рассматривание художественно – иллюстративного материала.

5. Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц» (см. приложение)

6. Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей», «Птицы» В. Берестова

7. Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Основной этап:

1. Чтение, обсуждение и заучивание стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова «Ворона».

2. Беседы «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах».

3.Выставки рисунков: «Снегири на ветках рябины», «Птицы на кормушках»

4. Аппликация «Снегирь на ветке рябины».

5. Рисование пластилином «Птички и их лакомство».

6. Наблюдение за птицами на участке.

7.НОД: «Зимующие и перелетные птицы», «Птички-невелички», «Покормите птиц зимой».

8.Дидактические игры: «Прилетели птицы», «Четвертый лишний», «Чей хвост», «Чей клюв», «Узнай по описанию», «Собери картинку», «Третий лишний», «Накорми зимующих птиц».

9.Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Вороны и собачка», «Воробушки и автомобиль», «Совы», «Птички», «Воробушки и кот», «Веселый воробей», «Где спрятался воробей», «Птицелов», «Птицы в клетке», «Филин и пташки», «Не зевай», «Попрыгай, как …», «Непогода и птицы».

10. Просмотр познавательных роликов и мультфильмов про птиц.

Заключительный этап:

1. Викторина «В гостях у птиц».

2. Коллективная работа «Покормите птиц зимой!»

3. Приготовление зимнего лакомства для птиц.

4. Участие в международном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Мастерская умельцев» на сайте «Новое поколение».

Результаты наблюдений в рамках проекта

Наблюдая за поведением птицв городских условиях в зимнее время можно отметить некоторые особенности:

1)Домовые воробьи проявляют к человеку бесстрашие, ночуют на чердаках, в вентиляционных трубах. Зимой воробьи питаются пищевыми отходами,

брошенным зерном. Их можно встретить возле мусорных контейнеров, во дворах, возле мусоропроводов.

2)Большие синицы в городе появляются в октябре месяце, когда в лесу

корма становится меньше, исчезают насекомые. Встретить их можно повсюду. Они осматривают каждое дерево, каждый кустик в поисках

спрятавшихся насекомых или их личинок. Птица очень подвижна. В зимний

период питается в основном семенами растений. Мы наблюдали синиц в

кроне липы, добывая корм, они висели вниз головой, обследовали каждую

трещину в коре, спускались на землю, подходили близко к нашим ногам.

Держатся синицы небольшими стайками 8-10 птиц, так как именно стайный

образ жизни помогает быстрей найти корм, согреться морозной ночью.

3)Снегири у нас в городе появились в десятых числах января. Встречаются они парами или стайками. Самцы от самок отличаются более красивым нарядом

— красной грудкой; у самок грудки серого цвета. Снегири очень любят ягоды рябины, поедая только семена из ягод, остальное выбрасывают, поэтому в местах кормежки на снегу всегда остается масса нерасклеванных ягод. Насытившись, снегири отдыхают на высоких деревьях.

4)Обычными птицами и наиболее многочисленными являются галки и сизые

голуби. Держатся эти птицы стаями. И встретить их в нашем городе можно

повсюду. Их основной корм в зимнее время пищевые отходы.

Если галки, вороны, сороки смогут прокормиться возле свалок, помоек и

мусорных контейнеров, то мелким птицам в морозные дни приходится

трудно, потому что к середине зимы рябина заканчивается, семян

клена становится меньше. Здесь должен прийти на помощь человек. Без

нашей помощи птицы в морозные зимы гибнут, поэтому развешивать

кормушки, изготовленные из простейших материалов — наша задача.

В зимнее время птицы становятся доверчивее, теряют бдительность, ведь

главная задача — найти корм. Мы визуально определили критическую дистанцию, на которую птица может подпустить человека.

Самая короткая дистанция у голубя сизого, это и понятно, голубь

практически подходит к ногам человека. А уж если их подкармливать, то

соберется большая стая. Самая длинная дистанция у сороки, так как птица эта лесная, осторожная. При виде человека не только пугается, но и начинает

«трещать».

Еще мы узнали, что ни в коем случае нельзя кормить птиц черным хлебом. Он вызывает заболевание, что означает для них верную гибель! Нельзя также развешивать соленое сало и мясо, от соли птицы слепнут, мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки.

Таким образом, мы пришли к выводу, что у каждого из нас дома найдется достаточное количество корма для пернатых.

Дальше мы выяснили, есть ли какие правила в изготовлении кормушек?

Оказалось, что правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую мы хотим привлечь, а также от того, насколько близко мы будем от них находится, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно. Для этого используют «оконные» кормушки, их можно прикрепить к оконному стеклу. Такие кормушки рассчитаны на маленьких птиц (синичек, воробьев). Главное учитывать расстояние между кормушкой и стеклом, чтобы птицы не влетели в стекло. Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из под сока или молока.Но важно помнить:

У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Так же надо помнить, что ни в коем случае нельзя прибивать кормушки к дереву гвоздями, иначе получится «одно лечишь, а другое калечишь»!

Работа оказалась не только полезной, но и очень приятной, мы больше времени проводили вместе и на свежем воздухе.

Для того чтобы лучше узнать своих гостей, каждому обладателю кормушки предложили пронаблюдать, какие птицы её посещают. Наблюдения проводили осторожно, чтобы не спугнуть птиц. Фотографировали кормящихся птиц.

Вывод:

Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное — в дальнейшем кормить птиц постоянно. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны.

Мы рады, что смогли позаботиться о братьях наших меньших и помочь хотя бы небольшой части из армии пернатых жителей нашего города. Заботясь о птицах, мы получили прекрасную возможность наблюдать за птицами в природе, познавать их тайны.

Заключение:

Как мы уже отмечали, проделанная работа помогла нам ближе познакомиться с природой родного края, мы стали более дружные и приятно ощущать, что ты кому то оказываешь помощь. Поэтому будем продолжать работу по привлечению птиц и вести агитацию по их охране.

Для успешного привлечения птиц необходимо довольно подробно знать их жизнь, повадки, кормовую базу, места естественных гнездований, сроки выведения птенцов. Поэтому планируем изучать литературу для получения более точной информации по данному вопросу.

В летние каникулы и осенью будем заготавливать корм для зимней подкормки: семена арбуза, дыни, тыквы, репейника.

Список литературы, интернет ресурсы:

1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», ТЦ «Учитель» Воронеж.

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» — Часть – 2, Санкт – Петербург «Детство-Пресс»

3. Ермолаев С. Д. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах», Санкт – Петербург «Детство-Пресс»

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санкт – Петербург «Детство-Пресс»

5. www.razumniki.ru/stihi_pro_odegdu_obuv.html

6. www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html

7. www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html

8. lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml

9. www.butuzici.ru/igry-dlja-detej/278-podvizhnye-igry/663-podvizhnye-igry-dlja-detej-ot-3-5-let.html

301
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!