Проект "Символика и геральдика моей Родины"
Проблема.
Многие современные вариативные программы развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна.
Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Следует отметить, что в детском саду ребята только знакомятся с текстом гимна нашей страны. Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужен флаг, герб, гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают,
Актуальность.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться и умножать ее богатства начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст больший эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.
Цель: воспитание уважения к своему народу. Благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за неё, уважительного отношения к государственным символам РФ.
Задачи: познакомить с главными символами России (гимн, флаг, герб);
помочь детям понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции;
закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях;
развить познавательную активность, интерес к истории государства;
воспитать у детей уважение к могуществу Российской державы, Государственным символам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Коррекционные задачи:развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей;
1-й этап — организационный (1 неделя)
Подбор материала по тематике; разработка мероприятий;
разработка конспектов и проведение бесед по теме проекта;
чтение художественной литературы;
разучивание стихов и песен о Родине;
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
оформление уголков «Наш дом — Россия»;
создание презентации «Родина моя – Россия»;
изготовление совместно с детьми флажков с российской символикой;
рисование по теме проекта;
проведение итогового мероприятия.
Анкетирование родителей.
2-й этап — планирование деятельности( 2 недели)
1-я неделя.
1.Беседа «Символика страны»
2. Занятие: «Мы живем в России».
3. Конкурс стихов о России.
4. Беседа«Что я знаю о флаге России?».
5. Аппликация «Российский флаг».
2-я неделя.
- 1.Слушание Гимна России.
- 2.Беседа «Герб России».
- 3.Беседа «Неофициальные символы России».
4. Рисование «Берёзка символ России».
3-й этап — заключительный (1 неделя).
Обобщить знания детей о государственных символах России. Расширять кругозор детей; прививать любовь к Родине; развивать чувство патриотизма у дошкольников
1.Оформление альбома «Наша страна Россия»
Ожидаемые результаты:
1. Повышение знаний у детей о символике и геральдике своей страны-России.
2. Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Результат. Выставка детского творчества «Моя Родина-Россия!
Литература.
1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ,2005
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.
3.Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) — М.: УЦ «Перспектива»,2011.
4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.: ВАКО,2005. Пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.