Проект в средней группе "Культура и традиции мордовского народа"
Актуальность:
За последние десятилетия было много утеряно и позабыто, люди стали стесняться своей национальности, и то, что сейчас началось возрождение, появился интерес к национальной культуре — это большой шаг в воспитании толерантности и духовности наших детей. Наша задача, как педагогов, воспитать настоящих патриотов, людей, которые будут не только любить свою Родину, но и знать ее историю, культуру, традиции. А также с уважением относится ко всем культурам в нашем многонациональном регионе.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной республике у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Проживание на территории Республики Мордовия дает возможность знакомить детей с окружающей действительностью, связанной с национальной культурой мордовского народа, историей, обычаями, традициями. Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре нельзя отнести к какому-то одному виду деятельности, сюда входит и игра, и продуктивная деятельность, и ознакомление с окружающим, и художественной литературой.
Цель проекта:
Познакомить детей среднего дошкольного возраста с традициями и культурой мордовского народа и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родине, воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
Задачи проекта:
Образовательные:
— способствовать накоплению опыта о природе, культуре, традициях Мордовии;
— дать знания детям об истории, символики, достопримечательностях Саранска и Рузаевки;
— познакомить с именами людей, прославившими Мордовию и Россию;
— познакомить детей с особенностями мордовских национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями орнамента;
— привлечь родителей к проектной деятельности.
Развивающие:
— развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;
— расширять словарный запас детей;
— развивать интерес к культурному наследию и истории народов Мордовии.
Воспитательные:
— воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться им;
— воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов России;
— воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Участники проекта:дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Вид проекта:долгосрочный (сентябрь 2020 г. – май 2021 г.)
Задачи проектируемого процесса на детей:
1.Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями мордовского народа.
2.Дать детям знания представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
3.Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о мордовском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Задачи проектируемого процесса на родителей:
1.Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с мордовским народом.
2.Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам мордовского народа.
3.Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы, используемые в реализации проекта:
Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.
Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.
Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные), игровые ситуации. Фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.
Методическое обеспечение
1.Демонстрационный и дидактический материал.
2.Методическая литература.
3.Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
Условия реализации проекта:
1.Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
2.Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
3.Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
4.Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.
Предполагаемый результат:
Пополнение у детей знаний о народах России (в частности о мордовском народе), о Государственных символах Мордовии.
Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках, народных промыслах мордовского народа.
Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека – в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А мы, как показывает опыт, знаем наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитывать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями мордовского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Мордовский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.