Проект «Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР»
Дошкольное образование
Структурное подразделение «Детский сад №7 комбинированного вида» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
«Художественная литература, как средство коррекции
нарушений у детей с ЗПР»
Целевая аудитория:
Воспитанники компенсирующей
группы для детей с ЗПР от 3 до 7 лет.
Подготовила:
Воспитатель: Котельникова Е.Г.
г. Рузаевка
2020-2021 уч. год..
Паспорт проекта
Актуальность | Ознакомление с художественной литературой играет большую роль в коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Работа с книгой помогает в становлении личности ребенка, в модели его поведения. Художественная литература учит ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учит детей быть добрее и справедливее. Художественные произведения для детей – это не только захватывающая история, но она ещё несет в себе педагогическое значение. Художественная литература – лучший друг педагога, т.к. используя художественную литературу, легко превратить занятие в игру. Используя героев различных художественных произведений в игровой форме, мы развиваем интеллектуальные способности ребенка, речь, игровую деятельность, формируем навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, творческие способности, память, внимание, мышление, воображение. Однако для всего этого необходим базовый фундамент- интерес детей к книге, умение слушать, рассматривать и обращаться с ней, иметь представления о некоторых художественных произведениях и писателях. В начале учебного года был проведён диагностический опрос детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Опираясь на результаты данного опроса, сделала вывод, что у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР интерес к литературе, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало художественных произведений, сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. Следовательно, роль педагога и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям. Поэтому было решено разработать долгосрочный проект на базе группы «Светлячок» компенсирующей направленности для детей с ЗПР, а так же их родителей по теме: «Художественная литература, как средство коррекции нарушений развития детей с ЗПР». |
Цель проекта | Развивать интерес к художественной литературе, как средству развития социализации и коммуникации; способствовать раскрытию творческого потенциала детей; формировать важность совместного творчества педагогов, детей и их родителей. |
Задачи |
|
Этапы | I этап-подготовительный II этап-основной III этап- итоговый |
Характеристика деятельности участников | Воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР,, воспитатель, родители. |
Характеристика деятельности участников в рамках проекта |
|
Рабочее планирование проекта | 1 этап- подготовительный: Воспитатель: Определяется с планом работы проекта, вызывает интерес у детей к художественной литературе, знакомит родителей с проектом, собирает информацию, подбирает литературу, дополнительный материал. Ведет работу: консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудио сказки, фотографии из жизни детей в детском саду и другой материал, направленный на всестороннее развитие детей с ЗПР через художественную литературу как в ДОО, так и в семье. Подбор материала для всестороннего развития детей с ЗПР через художественную литературу с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей (игры различной направленности, художественные произведения, музыкальные произведения, произведения искусства, иллюстративный материал, речевой материал, создание декораций для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски, презентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей. Подборка фото, аудио и видеоматериала). Родители: 1.Анкетирование. 2.Знакомство с темой проекта. 2 этап- основной: Воспитатель: Работа группы: консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудио сказки, фотографии из жизни детей в детском саду и другой материал, направленный на всестороннее развитие детей с ЗПР через сказку как в ДОО, так и в семье. Подборка фото, аудио и видеоматериала. Продолжить:
Родители: 1.Участие в совместной работе воспитателя и семьи направленной на своевременную помощь детям с ЗПР через сказку. 2. Использовать дома развивающий материал. 3. Участие в мероприятиях совместно с детьми. 4. Изготовление декораций, костюмов. 3 этап- итоговый: 1.Инсценировка сказки: «Лиса и журавль» с использованием настольного театра. 2. Подборка материала о литературных героях (стихи, песни, загадки, презентации, аудиозаписи, фильмотека) 3. Подборка иллюстративного материала художников детской книги. 4. Картотека речевых игр и упражнений на основе художественных произведений. 5. Подборка игровых занятий и упражнений с элементами психогимнастики на основе художественных произведений. |
Необходимое оборудование | Художественные произведения, природный и бросовый материал, наглядно-методические пособия. |
Презентация итогов проекта | «Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР» |
Предполагаемые итоговые продукты проекта (портфолио проекта) |
|
Содержание проекта
- 1.Организационно-подготовительный этап:
- ØВыявить уровень знаний детей о различных художественных произведениях и писателях. Уточнить умеют ли дети слушать, рассматривать книги, а так же обращаться с ними. Соответствует ли количество и уровень знакомых художественных произведений возрастной норме.
- ØИзучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
- ØСоставление плана проектной деятельности.
- ØПодбор материала для всестороннего развития детей с ЗПР через художественную литературу с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей (игры различной направленности, художественные произведения, музыкальные произведения, произведения искусства, иллюстративный материал, речевой материал, создание декораций для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски, презентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей. Подборка фото, аудио и видеоматериала).
- Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности:
Опираясь на результаты данного беседы-опроса детей по ознакомлению с художественной литературой, можно сделать вывод, что у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР интерес к художественной литературе не сформирован, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. Следовательно, роль педагога и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям.
Так же опираясь на анкетирование родителей, хочется отметить, что родители недостаточно уделяют внимание книги и не до конца понимают её значение в развитие ребёнка, на основе этого был создан проект «Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР»
- 2.Основной
- üЧтение художественных произведений. Беседы по содержанию прочитанных произведений, обсуждение поступков героев произведений.
- üМультимедийные презентации, викторины по сюжетам прочитанных произведений, просмотр мультфильмов.
- üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
- üТворческие работы.
- üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
- üЧтение художественных произведений. Беседы по содержанию прочитанных произведений, обсуждение поступков героев произведений.
- üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
- üТворческие работы.
- üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
- .
- üПрослушивание аудио сказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев произведений.
- üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
- üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений.
- üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
- üБеседы по содержанию художественных произведений, обсуждение поступков героев произведений.
- üПрослушивание аудио сказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев произведений.
- üБеседы о художниках детской книги.
- üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
- üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений.
- üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
- üПрослушивание аудиосказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев, выбор любимого героя произведений.
- üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
- üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений.
- üОформление альбома «Мой любимый сказочный герой».
- üКонсультации для родителей «Инсценировка сказки в домашней песочнице».
- Оформление выставки совместного рисунка детей и родителей по произведениям
- С.Я. Маршака
- üПрослушивание аудио сказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев, выбор любимого героя произведений.
- üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
- üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений.
- üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
- ØИтоговая презентация по проекту « Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР» за 2020-2021уч.год.
- ØВаськова О.Ф., Политыкина А.А. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- ØСертакова Н.М. «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Метод.пособие для педагогов и психологов ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- ØРыжова Л.В. «Методика работы со сказкой» — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- ØКуликовская Т.А. «Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста» — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- ØШорохова О.А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» — М.: ТЦ Сфера
- ØГончарова В.А., Колосова Т.А. «Моторные сказки для самых маленьких: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО
- ØНовиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. – СПб.: Паритет
- ØСказки. Игры. Загадки. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
- ØПоиграем в сказку. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» — (Серия «Программа развития и обучениядошкольника»)
- ØКондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. «Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
- ØНищева Н.В. «Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитии речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч.-методическое пособие-конспект» — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
- ØОсманова Г.А. «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». – СПб.: КАРО
- ØМетодическое пособие «Расскажи стихи руками» (по мотивам английского фольклора) – М.: Издательство А/О «СОВЕР»
- ØНикитина А.В. «Покажи стихи руками». – СПб.: КАРО
- ØГейченкоИ.Л., Исавнина О.Г. «Пословицы и поговорки – детям дошкольного возраста» -СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- ØБаряева Л.Б., Вечканова И.Г. «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие» — СПб.: КАРО
- ØАртёмоваЛ.В. «Театрализованные игры дошкольников» — М.: Просвещение
- ØШиян О.А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
- ØГубанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
Сроки реализации | Содержание деятельности | Воспитатель | Родители |
Сентябрь 2020 г. | Определение у детей уровня знаний художественных произведений. Познакомить родителей с проектом. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома». Сбор информации, подбор литературы и дополнительного материала. Составление перспективного плана проектной деятельности. | -Беседы родителей с детьми на тему прочитанных произведений по рекомендациям педагогов. -Создание домашней библиотеки. | |
Октябрь 2020 г. | Знакомство с творчеством детского писателя К.И. Чуковского ( подбор литературы, иллюстраций) Чтение художественных произведений. Беседы по содержанию сказок, обсуждение поступков сказочных героев. Творческие работы по прочитанным произведениям, игры различной направленности по сюжетам прочитанных произведений. | -Беседы родителей с детьми на тему прочитанных произведений по рекомендациям педагогов. -Создание домашней библиотеки. | |
Ноябрь 2020 г. | «Сказка в гости к нам пришла». Инсценировка сказки «Лиса и журавль»с использованием настольного театра. | — Беседы родителей с детьми на тему прочитанных произведений по рекомендациям педагогов. -Акция «Книги детям» -Создание домашней библиотеки. -Участие родителей в выставке рисунков по русским народным сказкам | |
Декабрь 2020 г. | «Творческая мастерская». Изготовление закладки для книг «Закладки –книжкины друзья»! Развивающие игры различной направленности по сюжетам сказок. | üПрослушивание аудио сказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев произведений. üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные). üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений. üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта. üРечевые игры по прочитанным произведениям. | -Создание домашней библиотеки. -Изготовление закладок для книг (из различного материала). |
Январь 2021г. | «Зимушка хрустальная». Конкурс чтецов стихотворений о зиме. | -Создание домашней библиотеки. Подбор литературы и рассматривание иллюстраций по теме. | |
Февраль 2021г. | Досуг «Сказка на песке». | — Акция «Книги детям» -Создание домашней библиотеки. | |
Март 2021г. | Литературная гостиная «Творчество С.Я. Маршака. | üПрослушивание аудио сказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев. Игры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные). üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений. üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта. | -Участие в выставке рисунков по произведениям С.Я. Маршака Акция «Книги детям» |
Апрель 2021 г. | Литературная гостиная «Познакомимся со сказкой А.С. Пушкина Развитие художественно – эстетических способностей у детей (раскрашивание сказочных героев с использованием раскрасок) | -Акция «Моя любимая книга» -Создание домашней библиотеки. |
3. Заключительный этапМай 2021 г.
Литература