Проект «Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР»

Дошкольное образование

Структурное подразделение «Детский сад №7 комбинированного вида» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

«Художественная литература, как средство коррекции

нарушений у детей с ЗПР»

Целевая аудитория:

Воспитанники компенсирующей

группы для детей с ЗПР от 3 до 7 лет.

Подготовила:

Воспитатель: Котельникова Е.Г.

г. Рузаевка

2020-2021 уч. год..

Паспорт проекта


Актуальность Ознакомление с художественной литературой играет большую роль в коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Работа с книгой помогает в становлении личности ребенка, в модели его поведения. Художественная литература учит ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учит детей быть добрее и справедливее. Художественные произведения для детей – это не только захватывающая история, но она ещё несет в себе педагогическое значение. Художественная литература – лучший друг педагога, т.к. используя художественную литературу, легко превратить занятие в игру. Используя героев различных художественных произведений в игровой форме, мы развиваем интеллектуальные способности ребенка, речь, игровую деятельность, формируем навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, творческие способности, память, внимание, мышление, воображение. Однако для всего этого необходим базовый фундамент- интерес детей к книге, умение слушать, рассматривать и обращаться с ней, иметь представления о некоторых художественных произведениях и писателях. В начале учебного года был проведён диагностический опрос детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Опираясь на результаты данного опроса, сделала вывод, что у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР интерес к литературе, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало художественных произведений, сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. Следовательно, роль педагога и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям. Поэтому было решено разработать долгосрочный проект на базе группы «Светлячок» компенсирующей направленности для детей с ЗПР, а так же их родителей по теме: «Художественная литература, как средство коррекции нарушений развития детей с ЗПР».
Цель  проекта Развивать интерес к художественной литературе, как средству развития социализации и коммуникации; способствовать раскрытию творческого потенциала детей; формировать важность совместного творчества педагогов, детей и их родителей.
Задачи
  • Воспитательные:
  • ØВоспитывать любовь и интерес к книге.
  • Обучающие:
  • ØФормировать познавательную деятельность детей через художественную литературу.
  • Ø Учить участвовать в играх-драматизациях, театрализованных играх, передавать сюжет различных произведений, действовать в коллективе придерживаясь, правил игры, выполнять взятую на себя роль.
  • Развивающие:
  • ØРазвивать практические навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования через сказку.
  • ØРазвивать все стороны речи: расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь, отвечать на вопросы, формировать практические навыки выразительного чтения, рассказывания через сказку.
  • Коррекционные задачи:
  • ØФормировать умение слушать различные произведения, концентрировать внимание, развивать его произвольность, анализировать, устанавливать закономерности, определять последовательность событий, сравнивать, выделять героев различных произведений, характеризовать их и оценивать их поступки.
Этапы I этап-подготовительный II этап-основной

III этап- итоговый

Характеристика деятельности участников Воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР,, воспитатель, родители.
Характеристика деятельности участников в рамках проекта
  • ØВоспитатель: Ознакомление с художественной литературой. Развивать творческих способностей детей, формирование практических навыков рисования, лепки, аппликации, конструирования через сказку.
  • ØРодители: Ознакомление с художественной литературой. Участие совместно с детьми в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, развлечениях и.т.д.).
  • ØВоспитанники: Участие в совместной деятельности с педагогами и родителями.
Рабочее планирование проекта 1 этап- подготовительный: Воспитатель: Определяется с планом работы проекта, вызывает интерес у детей к художественной литературе, знакомит родителей с проектом, собирает информацию, подбирает литературу, дополнительный материал.

Ведет работу: консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудио сказки, фотографии из жизни детей в детском саду и другой материал, направленный на всестороннее развитие детей с ЗПР через художественную литературу как в ДОО, так и в семье.

Подбор материала для всестороннего развития детей с ЗПР через художественную литературу с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей (игры различной направленности, художественные произведения, музыкальные произведения, произведения искусства, иллюстративный материал, речевой материал, создание декораций для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски, презентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей. Подборка фото, аудио и видеоматериала).

Родители:

1.Анкетирование.

2.Знакомство с темой проекта.

2 этап- основной:

Воспитатель: Работа группы: консультации и рекомендации для родителей, развивающие игры для детей, аудио сказки, фотографии из жизни детей в детском саду и другой материал, направленный на всестороннее развитие детей с ЗПР через сказку как в ДОО, так и в семье. Подборка фото, аудио и видеоматериала.

Продолжить:

  • ØЗнакомство с различными сказками, писателями и поэтами.
  • ØЗакрепление и активизация речевого материала.
  • ØПроведение различных мероприятий: выставки детских работ, выставки творческих работ совместно с родителями.
  • ØЗнакомство детей с играми различной направленности: по сюжетам художественных произведений, игры с элементами психогимнастики, речевые игры, логические игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, конструктивные игры.
  • ØЗнакомство с творчеством художников детской книги.

Родители:

1.Участие в совместной работе воспитателя и семьи направленной на своевременную помощь детям с ЗПР через сказку.

2. Использовать дома развивающий материал.

3. Участие в мероприятиях совместно с детьми.

4. Изготовление декораций, костюмов.

3 этап- итоговый:

1.Инсценировка сказки: «Лиса и журавль» с использованием настольного театра.

2. Подборка материала о литературных героях (стихи, песни, загадки, презентации, аудиозаписи, фильмотека)

3. Подборка иллюстративного материала художников детской книги.

4. Картотека речевых игр и упражнений на основе художественных произведений.

5. Подборка игровых занятий и упражнений с элементами психогимнастики на основе художественных произведений.

Необходимое оборудование Художественные произведения, природный и бросовый материал, наглядно-методические пособия.
Презентация итогов проекта «Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР»
Предполагаемые итоговые продукты проекта (портфолио проекта)
  • ØИтоговый фото отчет по проекту..
  • ØВыставки работ детей.
  • ØИнсценировка сказки: «Лиса и журавль» с использованием настольного театра.
  • ØТворческие выставки работ детей совместно с родителями.
  • ØСоздание библиотеки «Моя любимая книга».
  • ØСоздание «Книжкиной больницы».
  • ØПополнение развивающей среды группы.

Содержание проекта

  • 1.Организационно-подготовительный этап:
  • ØВыявить уровень знаний детей о различных художественных произведениях и писателях. Уточнить умеют ли дети слушать, рассматривать книги, а так же обращаться с ними. Соответствует ли количество и уровень знакомых художественных произведений возрастной норме.
  • ØИзучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
  • ØСоставление плана проектной деятельности.
  • ØПодбор материала для всестороннего развития детей с ЗПР через художественную литературу с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей (игры различной направленности, художественные произведения, музыкальные произведения, произведения искусства, иллюстративный материал, речевой материал, создание декораций для театрализованных игр по различным произведениям, раскраски, презентации; подбор консультаций и рекомендаций для родителей. Подборка фото, аудио и видеоматериала).
  • Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности:

Опираясь на результаты данного беседы-опроса детей по ознакомлению с художественной литературой, можно сделать вывод, что у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР интерес к художественной литературе не сформирован, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. Следовательно, роль педагога и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям.

Так же опираясь на анкетирование родителей, хочется отметить, что родители недостаточно уделяют внимание книги и не до конца понимают её значение в развитие ребёнка, на основе этого был создан проект «Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР»

  • 2.Основной
  • Сроки реализации Содержание деятельности Воспитатель Родители
    Сентябрь 2020 г. Определение у детей уровня знаний художественных произведений.

    Познакомить родителей с проектом. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома».

    Сбор информации, подбор литературы и дополнительного материала.

    Составление перспективного плана проектной деятельности.

    • üЧтение художественных произведений. Беседы по содержанию прочитанных произведений, обсуждение поступков героев произведений.
    • üМультимедийные презентации, викторины по сюжетам прочитанных произведений, просмотр мультфильмов.
    • üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
    • üТворческие работы.
    • üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
    -Беседы родителей с детьми на тему прочитанных произведений по рекомендациям педагогов. -Создание домашней библиотеки.
    Октябрь 2020 г. Знакомство с творчеством детского писателя К.И. Чуковского ( подбор литературы, иллюстраций) Чтение художественных произведений. Беседы по содержанию сказок, обсуждение поступков сказочных героев. Творческие работы по прочитанным произведениям, игры различной направленности по сюжетам прочитанных произведений.
    • üЧтение художественных произведений. Беседы по содержанию прочитанных произведений, обсуждение поступков героев произведений.
    • üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
    • üТворческие работы.
    • üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
    -Беседы родителей с детьми на тему прочитанных произведений по рекомендациям педагогов. -Создание домашней библиотеки.
    Ноябрь 2020 г.
    • .
    «Сказка в гости к нам пришла». Инсценировка сказки «Лиса и журавль»с использованием настольного театра.
    • üПрослушивание аудио сказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев произведений.
    • üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
    • üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений.
    • üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
    • üБеседы по содержанию художественных произведений, обсуждение поступков героев произведений.
    — Беседы родителей с детьми на тему прочитанных произведений по рекомендациям педагогов. -Акция «Книги детям» -Создание домашней библиотеки.

    -Участие родителей в выставке рисунков по русским народным сказкам

    Декабрь 2020 г. «Творческая мастерская». Изготовление закладки для книг «Закладки –книжкины друзья»!

    Развивающие игры различной направленности по сюжетам сказок.

    üПрослушивание аудио сказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев произведений. üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные). üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений. üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта. üРечевые игры по прочитанным произведениям. -Создание домашней библиотеки. -Изготовление закладок для книг (из различного материала).
    Январь 2021г. «Зимушка хрустальная».

    Конкурс чтецов стихотворений о зиме.

    • üПрослушивание аудио сказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев произведений.
    • üБеседы о художниках детской книги.
    • üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
    • üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений.
    • üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
    -Создание домашней библиотеки. Подбор литературы и рассматривание иллюстраций по теме.
    Февраль 2021г. Досуг «Сказка на песке».
    • üПрослушивание аудиосказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев, выбор любимого героя произведений.
    • üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
    • üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений.
    • üОформление альбома «Мой любимый сказочный герой».
    • üКонсультации для родителей «Инсценировка сказки в домашней песочнице».
    — Акция «Книги детям» -Создание домашней библиотеки.
    Март 2021г. Литературная гостиная «Творчество С.Я. Маршака.
    • Оформление выставки совместного рисунка детей и родителей по произведениям
    • С.Я. Маршака
    üПрослушивание аудио сказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев. Игры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные). üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений. üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта. -Участие в выставке рисунков по произведениям С.Я. Маршака Акция «Книги детям»
    Апрель 2021 г. Литературная гостиная «Познакомимся со сказкой А.С. Пушкина Развитие художественно – эстетических способностей у детей (раскрашивание сказочных героев с использованием раскрасок)
    • üПрослушивание аудио сказок. Беседы по содержанию прослушанных произведений, обсуждение поступков героев, выбор любимого героя произведений.
    • üИгры по сюжетам прочитанных произведений (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные, театрализованные).
    • üТворческие работы детей по сюжетам прочитанных произведений.
    • üКонсультации и рекомендации для родителей по теме проекта.
    -Акция «Моя любимая книга» -Создание домашней библиотеки.

    3. Заключительный этапМай 2021 г.

    • ØИтоговая презентация по проекту « Художественная литература, как средство коррекции нарушений у детей с ЗПР» за 2020-2021уч.год.

    Литература

    • ØВаськова О.Ф., Политыкина А.А. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
    • ØСертакова Н.М. «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Метод.пособие для педагогов и психологов ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
    • ØРыжова Л.В. «Методика работы со сказкой» — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
    • ØКуликовская Т.А. «Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста» — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
    • ØШорохова О.А. «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» — М.: ТЦ Сфера
    • ØГончарова В.А., Колосова Т.А. «Моторные сказки для самых маленьких: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО
    • ØНовиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. – СПб.: Паритет
    • ØСказки. Игры. Загадки. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
    • ØПоиграем в сказку. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» — (Серия «Программа развития и обучениядошкольника»)
    • ØКондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. «Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
    • ØНищева Н.В. «Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитии речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч.-методическое пособие-конспект» — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
    • ØОсманова Г.А. «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». – СПб.: КАРО
    • ØМетодическое пособие «Расскажи стихи руками» (по мотивам английского фольклора) – М.: Издательство А/О «СОВЕР»
    • ØНикитина А.В. «Покажи стихи руками». – СПб.: КАРО
    • ØГейченкоИ.Л., Исавнина О.Г. «Пословицы и поговорки – детям дошкольного возраста» -СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
    • ØБаряева Л.Б., Вечканова И.Г. «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие» — СПб.: КАРО
    • ØАртёмоваЛ.В. «Театрализованные игры дошкольников» — М.: Просвещение
    • ØШиян О.А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
    • ØГубанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
521
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!