Проект "Юный читатель" для детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование
Проект по приобщению и воспитанию юного читателя в условиях партнерских отношений дошкольного учреждения, семьи и библиотеки
«Юный читатель»
Актуальность.
Данный проект разработан в силу актуальности на сегодняшний день проблемы «нечитающего» поколения. В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. А ведь забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном и духовном потенциале.
Целью проекта является формирование устойчивого интереса дошкольников к литературным произведениям через создание единой системы работы ДОУ, библиотеки и семьи.
Планируется достигнуть поставленной цели путем решения следующих задач:
-развивать связную речь;
— воспитывать интерес к художественной литературе;
— формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: жанрах, композиции, элементах образности в языке;
— развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров;
— приобщать родителей к совместной работе по приобщению детей к книге.
Средством реализации цели и задач является проект «Юный читатель».
Тип проекта — долгосрочный (1 год)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели ДОУ, сотрудники библиотеки, родители.
Реализация проекта рассчитана в три этапа.
Iэтап – подготовительный или организационный
На подготовительном этапе была изучена литература по проблеме формирования интереса дошкольников к литературным произведениям. На этом этапе было проведено анкетирование родителей «Читаете ли вы детям книги?». Данные, полученные в результате анкетирования, говорят о том, что в первую очередь необходима работа с родителями, так как у них самих не выработана потребность в чтении, не сформировано представление о роли книги и чтения в жизни ребенка.
Беседа – опрос дошкольников на тему: «Моя любимая книга» и диагностика по разделу «Ребенок и книга» выявила следующее: дети с трудом называют своих любимых сказочных героев, любимые произведения, не умеют внимательно слушать воспитателя и не понимают смысл прочитанного и услышанного произведения. Результаты диагностики ещё раз убедили нас в необходимости реализации данного проекта.
IIэтап – основной
На данном этапе происходила вся большая часть работы по приобщению детей к книжной культуре. Эта работа была разделена на: взаимодействие с педагогами, сотрудниками библиотеки и родителями, а также обогащение предметно – пространственной среды.
Сотрудниками библиотеки и воспитателями были разработаны четыре тематических блока, которые построены «по спирали», или от простого к сложному:
I БЛОК Приобщение к народной культуре и традициям (УНТ)
II БЛОК Знакомство с отечественной литературой для дошкольников
III БЛОК Знакомство с зарубежной литературой для дошкольников
IV БЛОК Взаимодействие с родителями дошкольников.
Для реализации поставленной цели наиболее полно использовалось педагогическое партнерство, реализуемое через проведения различных мероприятий:
-литературно-музыкальные встречи (осваивание азов театрального и музыкального языка, через сказки и рассказы классических и современных писателей)
-арт-выставка, фотовыставка (эмоционально-положительное отношение детей к участию в разных видах художественно-речевой деятельности)
-семейные праздники, фестивали литературного творчества, развлечения, игры, инсценировки фрагментов сказок, викторин по сказкам (положительная динамика в развитии речи детей, в выразительном поведении детей – способность к созданию нового образа).
В рамках реализации проекта «Юный читатель» педагогами и сотрудниками библиотеки был разработан проект: «Растём вместе с книгой». Организована (сначала в пространстве библиотеки, а затем и в пространстве всего ДОУ) особая интегрированная деятельность, где дети с родителями и педагогами могли читать и рассматривать книги; вместе их ремонтировать и самостоятельно издавать книги; рисовать любимых литературных героев; организовывать выставки книг определенной тематики с рисунками и поделками; участвовать в литературно-художественных мероприятиях, детских спектаклях; участвовать в играх-конкурсах; играть в настольные игры; знакомиться с новинками детской литературы и литературы для родителей и т.д. Одним из интереснейших видов деятельности стал проект «Сказка на ночь». Цель проекта заключалась не только к привлечению родителей возродить традиции семейного чтения как основ творческой и познавательной активности детей, но и умение ребенком анализировать прочитанное на «утренних пятиминутках» в детском саду.
Был составлен план-график проведения работ с перечнем мероприятий
Наименование этапов, мероприятий | Сроки начала и окончания | Возможные результаты |
Приобщение к народной культуре и традициям (УНТ) | В течение года | Воспитание детей в национальных традициях, положительная динамика в развитии речи детей |
Знакомство с отечественной литературой для дошкольников | В течение года | Личностное, эмоциональное и речевое развития ребенка, обогащения его опыта, приобщения к художественной литературе отечественных авторов |
Знакомство с зарубежной литературой для дошкольников, региональный компонент | В течение года | Личностное, эмоциональное и речевое развития ребенка, обогащения его опыта, приобщения к художественной литературе зарубежных авторов, своей «малой» Родины |
Дневные громкие чтения (утренние пятиминутки) | В течение года | Развитие интереса к книге, чтению; умение анализировать прочитанное. |
Литературно-музыкальные встречи | Октябрь-март | Осваивание азов театрального и музыкального языка, через сказки и рассказы классических и современных писателей. |
Арт-выставка, фотовыставка | В течение года | Эмоционально-положительное отношение детей к участию в разных видах художественно-речевой деятельности |
Праздники, развлечения, игры, инсценировка фрагментов сказок, викторина по сказкам | В течение года | Положительная динамика в развитии речи детей, в выразительном поведении детей — способность к созданию нового образа |
Детско-родительский проект «Сказка на ночь» | В течение года | Возрождение традиций семейного чтения как основ творческой и познавательной активности детей, их нравственного воспитания и эмоционального развития. |
Экскурсия в библиотеку | В течение года | Увеличение количества детей, родителей с выраженным позитивным отношением к книге |
Фестиваль литературного творчества | Март | Массовое празднество, включающее различные конкурсы, выставки, представления и выступления, позволяющие демонстрировать творческие достижения и способности участников. Пропаганда литературных ценностей |
Для обогащения предметно-развивающей среды осуществлялся подбор детской художественной литературы в соответствии с праздниками и значимыми событиями. А также подбор настольно-печатных игр с литературными героями и фрагментами сказок. Подбор различных видов театра для самостоятельной деятельности детей.
IIIэтап – заключительный
Во взаимодействие дошкольных учреждений и семьи с детской библиотекой раскрывается универсальный потенциал педагогической деятельности взрослого – организатора чтения и информационных библиотечных ресурсов. Воспитание юного читателя в условиях партнерских отношений дошкольного учреждения, семьи и детской библиотеки основано на библиотечно-педагогическом просвещение родителей в области детской литературы и методики приобщения к чтению ребенка, осознанию ценности таких институтов общества как ДОУ, библиотека и семейное чтение.
При реализации проекта литературного развития детей старшего дошкольного возраста планируется:
-привлечь внимание детей и взрослых к вопросам повышения читательской культуры;
-возродить традиции семейного чтения как основ творческой и познавательной активности детей, их нравственного воспитания и эмоционального развития;
-сформировать в общественном сознании и в сознании детей привлекательного образа читающего человека;
-популяризовать лучший педагогический опыт воспитания детей в семье средствами книги и чтения.
Данный проект позволяет воспитать юного читателя в условиях партнерских отношений дошкольного учреждения, семьи и детской библиотеки, основанного на библиотечно-педагогическом просвещение родителей в области детской литературы и методики приобщения к чтению ребенка, осознанию ценности таких институтов общества как ДОУ, библиотека и семейное чтение.
Проект с целью повышения партнерства дошкольного учреждения, библиотеки с семьей был представлен на Всероссийском конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению «Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке» в 2019 году и стал победителем в номинации «Программы литературного развития детей».
О результатах значения семейного чтения в становлении дошкольника как юного читателя говорят призовые места наших воспитанников в Республиканском семейном конкурсе «Влюбленные в чтение»
Информационные ресурсы:
1.Гербова А.В. «приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.
2.Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения», М., 2004г.
3.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…», М., 2004г.
4.Гурович Л.М. «Ребенок и книга», СПб, 1999г.
5.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет», М., 2008г.
6. Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу», М.,2005г.
7.Тимофеева И.Н. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб, 2000г.
8.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.
9. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим с литературой детей 5 – 6 лет», М., 2009г.