Воспитание этнокультурной толерантности у дошкольников через диалог культур

 Митенькина Елена Николаевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, «Детский сад № 3 комбинированного вида», Лямбирский район

Воспитание этнокультурной толерантности у дошкольников через диалог культур

В настоящее время очень важно обратить внимание на воспитание этнокультурной толерантности подрастающего поколения.

Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетентности. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; культурного наследия нашей страны. Уникальность родной культуры можно понять и прочувствовать через диалог культур. Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству. Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Через познание декоративно-прикладного искусства, по-мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, систематическое изучение народного творчества, разных культур, усвоение их взаимосвязи и преемственности со школой, будут способствовать обогащению духовного мира детей, их культуры, а так же воспитанию этнокультурной толерантности у дошкольников. Знакомство с русской и мордовской культурой, выявление сходства и различия культур двух народов, помогут детям понять особенности каждого этноса. В процессе работы по формированию духовно — нравственно отношения к культурному наследию разных народов и чувства сопричастности к ним, можно использовать следующие формы приобщению детей к этнокультуре и быту:

праздничные посиделки;

экспозиция работ мордовского художника Ф.В. Сычкова;

оформление мини-музея «Русская народная изба»;

экскурсии и целевые прогулки по достопримечательностям малой родины,

оформление уголка краеведения,

продуктивная творческая деятельность детей.

организация утренников, развлечений, посвященных народным праздникам;

познавательные беседы;

Знакомство с национальной культурой русского и мордовского народа построено с учетом возрастных особенностей детей. Главным залогом успешной работы является последовательность и системность.

Дети 3-4 лет знакомятся с элементами мордовского узора, с народными игрушками (птичка-свистулька, матрешка), знакомятся с куклой в национальном костюме, сравнивают, анализируют, выделяют особенности цветовой гаммы. Простейшие элементы узора выкладывают из знакомых геометрических фигур (крест, галочка, ромб, елочка). В средней группе дети знакомится с техникой изготовления глиняной игрушки, учатся украшать ее простейшими элементами мордовской и русской культуры. Расширяя интерес дошкольников к народному искусству, можно предложить сравнить

Городецкую, хохломскую деревянную посуду с мордовскими ложками. Знакомство с народным костюмом, его основными элементами:

рубахой, сарафаном, кокошником, способствуют совершенствованию техники создания композиций по мотивам народного орнамента. Это «бутон», «розан», «завиток» по мотивам русского орнамента, «крест с продленными сторонами», «восьмиконечная звезда», «ступеньки» в мордовской вышивке. Дети учатся сравнивать цветовую гамму и самобытность народного колорита.

Только человек, не утративший свои корни, сможет понять и принять культуру другого народа, дорожить дружбой, несмотря на различия национальности и языка.

Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней. Эту деятельность следует рассматривать, как одно из необходимых качеств формирования целостной личности. В процессе воспитания в детском саду ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения.

Литература

1. Азадовский, М. История русского фольклора / М. Азадовский. М., 1952.

2. Азбука мира: программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей старшего дошкольного возраста / В. Ашиков и др. // Дошкольное воспитание. 2004. № 5. С. 15-20.

3. Аксенова, А.Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / А.Ю. Аксенова. СПб., 2004.

4. Ю.Амосов, Н.М. Страна детства / Н.М. Амосов, Д.Д. Воронцов, Л.А. Никитина. М.: Знание, 1990.

5. Князева О.Л., Михнаева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры».

374
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!