Педагогический проект

«Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией и окружающим миром через нетрадиционные техники рисования».

Актуальность.

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. К сожалению, современные дети много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Они перестают замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Поэтому перед нами воспитателями сейчас поставлена важная задача – экологическое воспитание детей, заложение у дошкольников основ бережного и ответственного отношения к природе. Работа в этом направлении ведется через занятия, праздники, чтение художественной литературы, совместную деятельность воспитателей и родителей с детьми, игры, а также через ИЗО – деятельность и в том числе, использование нетрадиционных техник рисования.

Именно это послужило поводом для углубленной работы в инновационном режиме по теме «Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им. Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах.

Работа в этом направлении, формирует в детях такие качества личности, как умение одухотворение живой и неживой природы; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.

Проблема.К сожалению, современные дети много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Они перестают замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивными. Восприятие мира становится поверхностным.

Поэтому перед нами, воспитателями, сейчас поставлена важная задача – воспитатть бережное и ответственное отношение к природе у детей дошкольного возраста. В современной литературе подход к экологическому воспитанию детей через ИЗО — деятельность и нетрадиционные техники рисования освещен не достаточно.

Гипотеза. Если системно использоватьарт-технологии, то у дошкольника более активно будет проходить развитие эстетической эмпатии, ребенок будет учится видеть и сопереживать процессы, которые происходят в окружающей среде, при соблюдении следующих условий:

— опираясь на потребности и интересы дошкольников, создавая такие педагогические условия, которые смогут превратить ребенка в субъект своей деятельности.

— строя занятия так что бы оно завершалось каким-либо деятельностным актом по созданию творческого продукта.

— педагог выстраивает взаимосвязь различных видов деятельности: музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, игровой.

Благодаря такой работе дошкольники получают познавательную нагрузку, активизацию мотивационной сферы и творческого потенциала.

.

Паспорт проекта

Наименование проекта Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией и окружающим миром через нетрадиционные техники рисования.
Основания для разработки Сниженный познавательный интерес к окружающемумиру у детей дошкольного возраста.
Цель проекта Разработка новой стратегии работы по экологическому воспитанию детей через нетрадиционные техники рисования.
Задачи проекта 1. Проанализировать имеющуюся теоретическую и практическую базу по теме. 2. На основании изученной литературы разработать стратегию работы по данной теме. 3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности
Содержание проекта — Актуальность; — Проблема; — Цели и задачи проекта;

— Этапы реализации.

— Ожидаемые результаты реализации проекта.

— Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации проекта 1 этап. Информационно — аналитический. (сентябрь 2016г — май 2017г) 2 этап. Внедренческий (сентябрь 2017 г – май 2018 г)

3 этап. Обобщающий (сентябрь 2018 — май 2019г)

Назначение проекта Общеразвивающий
Ожидаемый конечный результат реализации проекта Предполагаемый результат 1. Повысится познавательный интерес к окружающему миру и экологии у дошкольников, благодаря творческой деятельности, системному подходу. 2. Сформированы умения, накоплен опыт работы с детьми по данному направлению.
Система организации контроля за исполнением проекта Контроль в рамках проекта осуществляет заведующая и старший воспитатель ДОО.

Этапы реализации проекта

1 этап — Информационно — аналитический.

(сентябрь 2016 г — май 2017г)

Цель: Повысить собственный опыт работы по данной теме, создать картотеку методического материала для создания оптимальных условий для ознакомления детей с явлениями природы, с особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру; объединить усилия педагогов и родителей для формирования начал экологической культуры дошкольников

Этапы реализации Содержание работы
Подготовительный этап: сентябрь-ноябрь 1.Изучение научно-методической литературы, интернет – ресурсов.
Основной этап: ноябрь – апрель 1. Разработка содержания проекта. 2.Изготовление картотеки прогулок. 3. Подбор дидактических игр по экологии и нетрадиционным техникам рисования,

4. Подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

5.Составить конспекты занятий.

6. Подготовить консультацию для воспитателей и родителей по экологическому воспитанию, через нетрадиционные техники рисования.

Заключительный этап: май Систематизация наработанного материала
Отчет за 2016-2017 учебный год. Педагогический проект в рамках темы самообразования.

«Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией и окружающим миром через нетрадиционные техники рисования».

В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Всем известно, что в творчестве ребенок преображается и используя нетрадиционные техники рисования, я считаю ребенку будет легче воспринимать и принимать информицию.

Анализируя литературу по данной теме выяснилось, что экологическое воспитание в сфере дошкольного образования занимает одну из приоритетных областей. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание через нетрадиционные техники рисования — это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой» и техники рисования через которые ребенку легче воспринимать окружающую его реальность, смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. На основе обзора литературы и интернет ресурсов был разработан проект в рамках темы самообразования, разработаны конспекты занятий. Изготовлена картотека прогулок, дидактических игр, подобран материал наглядный и раздаточный для работы (иллюстрации, картины, репродукции, природный материал, бусины, пуговицы, крупы, стеки, трубочки, различные краски и многое другое, необходимое для реализации проекта).

Были проведены беседы с родителями, в ходе которых была видна их заинтересованность данной деятельностью.

Подготовлены консультации:«Природа и ребенок», «Я рисую природу», «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»,«Рисование нетрадиционными способами».

По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута.

2 этап. Внедренческий.

(сентябрь 2017 год – май 2018 год)

Цель:создание устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Формирование общей экологической культуры;Формирование умения работать в различных техниках рисования.Развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту природного мира;Развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей;Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Этапы

реализации

Содержание работы
Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 1.Мониторинг
Основной этап: октябрь – апрель 1. Техника рисования восковыми мелками и акварелью. Тема «Летний дождь» знакомить детей с объектами неживой природы. 2. Техника пальчикового рисования. Тема «Земное солнце» — знакомить детей с объектами живой природы. 3. Техника рисования ватными палочками. Тема «Осеннее дерево», закрепить знания о сезонных изменениях в природе.

4. Техника печати растений. Тема «Осенний ковер», Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.

5. Техника «шаблонографя». Тема «Зоопарк», воспитывать желание бережно и с любовью относится к животным.

6. Техника набрызг. Тема «Ночное небо», закреплять знания детей о объектах неживой природы.

7. Техника рисования по мокрой бумаге. Тема «Мое море», формировать представления о водоемах, их загрязнении; воспитывать чувство бережного отношения к природе.

7. Техника граттаж. Тема «Первый снег», продолжать закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

8. Техника рисования свечой. Тема «Морозный узоры», «Снежинка», закреплять знания о неживой природе, воспитывать умение видеть и понимать красоту природного мира.

9. Техника «кляксография». Тема «Веселые кляксы».

10. Техника раздувания краски. Тема «Несуществующее животное», формировать представления о исчезающих видах животных, воспитывать чувство бережного отношения к природе.

11. Техника рисования мозаичными мазками. Тема «Золотая рыбка».

12. Техника – монотопия. Тема «Бабочка — красавица».

13. Техника тычка жесткой полусухой кистью. Тема «Ёжик».

14. Техника – оттиск скомканной бумагой. Тема «Живописный луг».

Заключительный этап: май Проведение итогового занятия. Анализ результатов.
Отчет за 2017-2018 учебный год. Педагогический проект в рамках темы самообразования.

«Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией и окружающим миром через нетрадиционные техники рисования».

Одной из главных задач современного образования является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.

Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса и при взаимодействии изо и и формировании экологических знаний ребенку будет гораздо легче усвоить материал.

По содержанию проекта были запланированы 14 занятий (2 занятия в месяц) по экологическому воспитанию с использованием различных техник нетрадиционного рисования.В процессе работы большое внимание придавалось наблюдению за природными явлениями (снег, листопад), рассматриванию картин, репродукций с изображением природы. Акцентировалось внимание детей на мелочах, добавляя к рисунку необходимые де­тали для придания большего сходства с предметом. Но делайте это очень бережно и только с разрешения и согласия малыша.

В результате дети стали проявлять устойчивый интерес к природе, явлениям природы, повалилась общая экологическая грамотность детей, которая способствовал пониманию экологических проблем, развитию милосердия, любви к природе. Экологические знания позволили развивать логику, мышление, интеллект, творчество. Дети проявили интерес к изучению новых техник рисования, овладели или, активно стали использовать в повседневной жизни. По результатам проделанной работы можно сделать выводы, что поставленные цели и задачи были достигнуты.

3 этап. Обобщающий

(сентябрь 2018 — май 2019г)

Цель. Анализ результатов, проведение итоговых мероприятий, обобщение и распростронение накопленного опыта по теме с педагогами ДОО и родительской общественностью.

Этапы

реализации

Содержание работы
Подготовительный этап: сентябрь-ноябрь 1.Подготовка мероприятий, оборудования к ним.
Основной этап: ноябрь – апрель 1. Оформление выставки рисунков и альбома детей и родителей «Я рисую природу» 2. Проведение открытого мероприятия для родителей и педагогов с презентации проекта «Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией и окружающим миром через нетрадиционные техники рисования» 3. Проведение итогового мероприятия для детей « Цветочная фантазия»
Заключительный этап: май Систематизация наработанного материала

Отчет за 2018-2019 учебный год.

Педагогический проект в рамках темы самообразования.

«Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией и окружающим миром через нетрадиционные техники рисования».

Работа по теме самообразования дала возможность переосмыслить всем участникам проекта отношение к окружающей природе, научил самостоятельно наблюдать за природными явлениями вокруг и анализировать их.

Родители осознали, что обучение ребенка с помощью нетрадиционных техник рисования – очень эффективный метод. Детей и родителей увлек процесс изобразительной деятельности, были проведены выставки рисунков и создан альбом « Я рисую природу». Коллективная работа над проектом позволила сплотить и объединить всех его участников. Дети ощутили, что от усилий каждого зависит будущее природы.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

-сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

-была накоплена большая база теоретического и практического материала по данной теме;

— дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

— появился интерес к явлениям и объектам природы;

— научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.

— дети научились изображать природы, используя различные нетрадиционные техники рисования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный проект был достаточно актуальным и результативным, а также имел практическую направленность.

Литература.

1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. — 2010.

2.Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.

3.Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. — 2009, № 7. С. 2-5; № 11. — с. 51-54.

4.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. — М.: Просвещение, 1972. — 126 с.

5.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.:«Просвещение», 2015.

6.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. — М., 2010.-170 с

7.Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009

8.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М.: Академия. — 2010

9.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.

10.Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспитание. — 2011

11.Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

12.Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. — 2007. — N 7.- с. 3-9.

13.Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

14.Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

15.Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. — СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009

16.Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. — М.: ВЛАДОС, 2011.

17.Колдина Д.Н «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2009

18.Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. — Мн: ООО «Попурри», 2015

19.Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. — М.: МаРТ, 2009

20.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011

21.Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс. — Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2009.-118 с.

22.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». — СПб.: КАРО, 2010г.

Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.

23.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. — Дошкольное воспитание. — 2009

24.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001.

25.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. — Москва, 2011.

26.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки — Ярославль, 2014.

27.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

28.Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: ВЛАДОС, 2011

288
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!