Конспект ООД по речевому развитию на тему:" Пересказ текста сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок».
Конспект ООД по развитию речи на тему:
«Пересказ текста сказки Бориса Житкова „Храбрый Алеша“.
Идея ООД: интеграция совместной и самостоятельной деятельности детей в процессе освоения задач образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: повышение результативности работы по развитию связной речи у детей посредством применения песочной анимации.
Предварительная работа: знакомство детей с новой творческой формой работы — песочной анимацией; творческая работа детей с песком в уголке экспериментирования, объяснение правил работы с песком.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Домашние птицы»;
- Учить детей составлять пересказ по опорному плану, с одновременной зарисовкой содержания текста на световом столе песком.
Развивающие:
- Развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
- Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к художественным произведениям;
- Воспитывать чувство удовлетворения от полученных знаний, радоваться результату;
- Воспитывать дружелюбие.
Подготовка материалов-оборудование:
— подбор наглядных и дидактических материалов: волшебное перышко, световой стол, песок, ИКТ-технологии, подносы для каждого ребенка
— подбор литературы : сказка Б. Житкова « Храбрый утенок»; загадка про утенка; физминутка « Утята».
Словарная работа:
Хозяйка, наелись досыта.
Ход ООД
1 Вводная часть.
Организационный момент:
Воспитатель.
Приветствие гостей . Ребята, поприветствуйте наших гостей, подарите им свои улыбки, свое хорошее настроение. А теперь и с вами зарядимся позитивом.
-Ребята, возьмемся все за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!
К тебе я обращаюсь, друг!
Вставай скорее с нами в круг.
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!
Дети стоят в кругу.
Введение в проблему: Сегодня, мы узнаем много нового и интересного (воспитатель замечает шкатулку) Ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка! Интересно что внутри? (Ответы детей) А давайте откроем ее и посмотрим! Здесь красивое перышко! Интересно, чье оно? А чтобы понять чье оно, нам нужно отгадать загадку! (Воспитатель загадывает загадку про утенка)
Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок) Перо утиное!
Ответы детей. Дети сели полукругом перед экраном
На экране появляется утенок и крякает.
2 Основная часть
Формулирование проблемы:
Воспитатель: Ребята, утенок говорит нам, что его зовут Алеша и он заблудился, и просит нас помочь ему найти дорогу домой. А как вы думаете как мы можем ему помочь? ( Ответы детей) Поможем!
Но для того чтобы помочь утенку добраться домой, нам нужно быть внимательными и сообразительными.
Разработка плана действий:
Воспитатель: Я думаю, что поможет нам волшебное перышко, оно укажет нам дорогу.
Игра «Скажи какое перо»
Какое еще оно (легкое, нежное, желтое, воздушное, пушистое, маленькое и т.д.) (Ответы детей)
А чтобы его отправить в путь нужно подуть на него и оно полетит.
Дыхательная гимнастика «Перышко» ( Выполняем со своих мест)
Дуем на лёгкое пёрышко. Спинки прямые. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.(Дети выполняют упражнение)
(Садятся на стульчики.)
Воспитатель: Посмотрите оно привело нас на лесную полянку, а на полянке кочек видимо невидимо, как же утенку перебраться через них. А вот как, ответить на вопросы лесной полянки, и тогда все кочки исчезнут. Готовы?
(Ответы детей)
Дидактическая игра « Чье перо ?»( образование имен прилагательных от имён существительных.)Повторяется 2 раза
Молодцы, ребята, посмотрите как ловко утенок перебрался через кочки.
Воспитатель: Смотрите ребята, на его пути опять препятствие ( быстрая река). А утенок еще маленький и не сможет переплыть такую быструю речку.
Но мы то с вами сильные и смелые и не бросим в беде Алешу.
Самостоятельное освоение различных видов деятельности.
Физминутка « Утятки»
Утка рано по утру
Всех утят ведет к пруду. (ходьба по кругу)
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь (ходьба на носочках)
А теперь на пятки,
Милые утятки. (ходьба на пятках)
Мы пришли, мои ребятки,
Дружно моем свои лапки. (садимся на корточки трогаем ноги)
Ой, холодная вода!
Закричала детвора.
Научу я вас нырять,
Желтеньких моих утят. (наклоны головой)
Нам пора идти домой (ходьба по кругу)
А утята все вздыхают,
С грустной мордочкой шагают. (вдох через нос — выдох через рот)
Не печальтеся, утятки!
Завтра, рано по утру,
Снова вас веду к пруду (прыжки с хлопками над головой — утята радуются)
Ребята, речка пожалела Алешу и решила тоже ему помочь, и превратилась в ручеек, и он легка его преодолевает. Молодцы!
Воспитатель: Ой, а это что такое? (мешочек с песком)Как вы думаете что в мешочке?( Трогают и отвечают)Только это песок непростой а сказочный, он умеет рассказывать и показывать сказки. И сейчас мы с вами увидим сказку « Храбрый утенок», которую написал Борис Житков.
(Дети подходят к световому столу, встают полукругом)
Практическая деятельность:
Воспитатель рассказывает и показывает сказку Б. Житкова « Храбрый утенок» ( на световом столе).
Текст сказки (в сокращении).
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Каждый вечер утята ложились спать голодными.
Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.
-Я один прогоню эту стрекозу.
На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла. Вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.
Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.
Вопросы по тексту.
— О чем эта сказка?
— В какое время суток хозяйка кормила утят?
— Почему утята не ели?
— Почему утята боялись стрекозу?
— Кто пришел в гости к утятам?
— Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?
— Понравилась вам сказка?
— Прилетала ли стрекоза еще раз?
Составление плана пересказа
Я вам назову части рассказа, и если что-то не так, то поправьте меня.
Назовите начало, середину и конец сказки.
1. Пришел утенок Алеша и прогнал стрекозу.
2.Хозяйка кормила утят.
3. Прилетала злая стрекоза.
Чтение сказки с установкой на пересказ.
Пересказ текста сказки детьми с использованием подносов с песком( по цепочке)
Вы сейчас превратитесь в сказочных художников. У каждого на столе лежит волшебный песок и подсказки- картинки, они вам подскажут кто что будет рисовать и о чем потом будет рассказывать.
А теперь давайте расскажем сказку по цепочке.
Молодцы, ребята! Посмотрите утенок преодолел все трудности, благодаря своей смелости и вам, и говорит спасибо!
Заключительная часть
Воспитатель: Мы смогли помочь Алеше, потому что работали дружно, не перебивали друг друга. И в группе продолжайте дружить, помогайте и выручайте друг другу в трудных ситуациях. Кто бы из вас хотел быть похожим на утенка Алешу, и почему? ( Ответы детей)
Что больше всего понравилось на занятии?