«Формирование нравственных чувств у детей 2-3 лет как основа патриотического воспитания в ДОУ».

Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, ещё прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором строится жизненное знание нравственности и благородства».

Раннее детство- это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания детей в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трех лет), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные отношения между мамой и папой.

Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается прежде всего, с близкого окружения ребенка. И именно формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям-отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.

Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются:

1) воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

2) формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3) воспитание уважения к труду;

4) развитие интереса к русским традициям и промыслам;

5) развитие чувства ответственности;

6) формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту-так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основная цель работы с детьми раннего возраста- ознакомление их с ближайшим окружением, то есть с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные.

Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. Например, с ребенком можно полить цветочки на клумбе, сгрести песок в горку, повесить кормушку и т.д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр является взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста необходимо совершать прогулки, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения.

Педагогами планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние и дикие животные. Ознакомление детей с окружающим миром происходит через рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы.

Работая с детьми раннего возраста, большое внимание уделяется понятию «семья», проводятся этические беседы о семье, о близких родственниках. Совместно со взрослыми дети готовят подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8 марта, День Победы и т.д. Также проводятся беседы с детьми («Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки»), дидактические игры («У кого какой папа», «Чей малыш»), пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Семья», «Этот пальчик дедушка»), сюжетно-ролевые игры («Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие»), разучиваются стихи и песни о маме и семье.

Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников. В детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.

Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания- ознакомление детей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Систематически планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Дети знакомятся с русскими народными сказками, прибаутками. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.

С первой младшей группы, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошел котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К.Д. Ушинский писал: «Это-первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно великий педагог подчёркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок»- дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и свои педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.

229
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!