Информационный проект с детьми средней группы на тему: Моя малая Родина!

Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Поэтому, проблемы социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах в настоящее время очень велики. Отсюда возрастающая роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает учёт этнокультурной ситуации развития детей, как одного из основных принципов дошкольного образования. Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своей малой родины. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей.

Цель:

Приобщение дошкольников к истории, культуре, национальным традициям мордовского народа; создание условий для системного, целостного освоения детьми национальной культуры Мордовии .

Задачи

Образовательные:

  • систематизировать и расширить знания детей о Мордовии, о природе родного края;
  • познакомить с коренными народами Мордовии и дать представление об их традициях и обычаях;
  • познакомить детей с традиционно бытовой культурой мордовского народа;
  • углубить и расширить знания детей об устном народном творчестве, литературе и музыке мордовского народа.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, память, внимание, логическое мышление, воображение;
  • развивать связную речь детей, умение отвечать полным ответом;
  • развивать интерес детей, к любознательности и познавательной мотивации.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края;
  • воспитывать уважение к самобытности национально — региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Мордовии;
  • воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Мордовии и восхищение их мастерством;
  • воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства.

Этапы проекта.

1.Организационный этап.

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по приобщению детей дошкольного возраста к национально-региональной культуре Мордовии.

2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования Республики Мордовия, России.

3. Определение цели, задач, рабочей гипотезы исследования.

2.Основной этап (перспективный план работы)

Дата Тема Содержание
Октябрь Моя малая Родина Формировать у детей представление о своей малой Родине – Мордовии. Воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край.
Ноябрь Саранск-столица республики Мордовия Познакомить детей с городом Саранском как с самым главным городом республики. Вызывать чувство уважения и восхищения к столице республики.
Декабрь Мордовские народные игры и забавы Продолжать знакомить дошкольников с зимними мордовскими народными играми и забавами. Воспитывать интерес к обычаям и традициям мордовского народа
Январь Мордовские народные сказки Продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством мордовского народа. Прививать любовь к мордовским сказкам
Февраль Путешествие по родному городу Расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях; формировать интерес к малой Родине; продолжать воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой город
Март Игрушки родного края Беседа об игрушках Мордовии; рассматривание народных кукол Мокшаночка, Эрзяночка, Матрешка); Разгадывание загадок;

слушание сказки про Куйгорож.

Апрель Природа мордовского края Беседа об особенностях природы Мордовии; рассматривание альбомов «Дикие животные»«Зимующие и перелётные птицы»,«Деревья»; дидактические игры «Назови детёнышей»; дидактическая игра«К какому дереву относится листик».

3.Заключительный этап.

  • üсформированные знания о природе Мордовии, Государственных символах, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре.
  • üОбогащение словарного запаса детей, расширение кругозора.

Ожидаемый результат:

— формирование и совершенствование знаний о Мордовии, её истории, культуре;

— обмен впечатлениями по теме;

— проявление интереса родителей к сохранению народных традиций;

— формирование у детей понятия «малая родина»;

— создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины.

Работа с родителями

Дата Тема
Октябрь Выставка творческих работ «Моя любимая Мордовия»
Ноябрь Анкетирование родителей на тему: «Что я знаю о Мордовии»
Декабрь Развлечение «Мордовские игрушки в гостях у ребят»
Январь Оформление папки передвижки «Почитай мне, мама!» (картотека мордовских народных сказок)
Февраль Выставка совместного творчества детей и родителей «Мордовия-мой дом»
Март Консультация для родителей «История народных игрушек»
Апрель Консультация для родителей «История родного края»

Методическое обеспечение

Рекомендации и методические указания по проведению бесед, занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики и психологии.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Наглядные: (наблюдения, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия).

Словесные: (беседа, объяснение, вопросы, художественное слово)

Игровые: (игровая ситуация, сюрпризный момент, игровой мотив, обыгрывание готовых изображений)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:

Фронтальный: одновременная работа со всеми детьми.

Коллективный: организация творческого взаимодействия между всеми детьми.

Индивидуально-фронтальный — чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

Групповой- организация работы малыми группами.

Для реализации проекта «Моя малая Родина» необходимо: просторное, хорошо освещаемое, проветриваемое помещение, наличие столов, стульев, доски; шкафов и полок для размещения образцов и дидактических материалов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, доска.

Материально техническое обеспечение:

Набор картинок, иллюстраций по основным понятиям

Подборка детской художественной литературы для организации дополнительной работы

Формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, экскурсии.

Список литературы

1.Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

2.Багрова Т. С. Близкий сердцу край. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002.

3.Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомендации: для доу РМ / М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Крас. Окт. », 2001.

4.Всё о Мордовии: энциклопедический справочник / сост.: Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.

5.Гаранькина В. П. Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольников в образовательных учреждениях Республики Мордовия. – Саранск, 1999.

6.«Мордовские народные игры» // Метод. рекомендации для воспитателей детск. дошк. учреждений. – Саранск, 1993.

7.Мы в Мордовии живем: пример.регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева [и др.]– Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.

  • 8. Тараскина Э. Н. Мордовский детский фольклор. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 2009.

9. Саранск – столица Мордовии. – Саранск: Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.

334
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!