Информационный проект с детьми средней группы на тему: Моя малая Родина!
Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Поэтому, проблемы социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах в настоящее время очень велики. Отсюда возрастающая роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает учёт этнокультурной ситуации развития детей, как одного из основных принципов дошкольного образования. Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своей малой родины. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей.
Цель:
Приобщение дошкольников к истории, культуре, национальным традициям мордовского народа; создание условий для системного, целостного освоения детьми национальной культуры Мордовии .
Задачи
Образовательные:
- систематизировать и расширить знания детей о Мордовии, о природе родного края;
- познакомить с коренными народами Мордовии и дать представление об их традициях и обычаях;
- познакомить детей с традиционно бытовой культурой мордовского народа;
- углубить и расширить знания детей об устном народном творчестве, литературе и музыке мордовского народа.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, память, внимание, логическое мышление, воображение;
- развивать связную речь детей, умение отвечать полным ответом;
- развивать интерес детей, к любознательности и познавательной мотивации.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать уважение к самобытности национально — региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Мордовии;
- воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Мордовии и восхищение их мастерством;
- воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства.
Этапы проекта.
1.Организационный этап.
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по приобщению детей дошкольного возраста к национально-региональной культуре Мордовии.
2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования Республики Мордовия, России.
3. Определение цели, задач, рабочей гипотезы исследования.
2.Основной этап (перспективный план работы)
Дата | Тема | Содержание |
Октябрь | Моя малая Родина | Формировать у детей представление о своей малой Родине – Мордовии. Воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край. |
Ноябрь | Саранск-столица республики Мордовия | Познакомить детей с городом Саранском как с самым главным городом республики. Вызывать чувство уважения и восхищения к столице республики. |
Декабрь | Мордовские народные игры и забавы | Продолжать знакомить дошкольников с зимними мордовскими народными играми и забавами. Воспитывать интерес к обычаям и традициям мордовского народа |
Январь | Мордовские народные сказки | Продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством мордовского народа. Прививать любовь к мордовским сказкам |
Февраль | Путешествие по родному городу | Расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях; формировать интерес к малой Родине; продолжать воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой город |
Март | Игрушки родного края | Беседа об игрушках Мордовии; рассматривание народных кукол Мокшаночка, Эрзяночка, Матрешка); Разгадывание загадок; слушание сказки про Куйгорож. |
Апрель | Природа мордовского края | Беседа об особенностях природы Мордовии; рассматривание альбомов «Дикие животные»«Зимующие и перелётные птицы»,«Деревья»; дидактические игры «Назови детёнышей»; дидактическая игра«К какому дереву относится листик». |
3.Заключительный этап.
- üсформированные знания о природе Мордовии, Государственных символах, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре.
- üОбогащение словарного запаса детей, расширение кругозора.
Ожидаемый результат:
— формирование и совершенствование знаний о Мордовии, её истории, культуре;
— обмен впечатлениями по теме;
— проявление интереса родителей к сохранению народных традиций;
— формирование у детей понятия «малая родина»;
— создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины.
Работа с родителями
Дата | Тема |
Октябрь | Выставка творческих работ «Моя любимая Мордовия» |
Ноябрь | Анкетирование родителей на тему: «Что я знаю о Мордовии» |
Декабрь | Развлечение «Мордовские игрушки в гостях у ребят» |
Январь | Оформление папки передвижки «Почитай мне, мама!» (картотека мордовских народных сказок) |
Февраль | Выставка совместного творчества детей и родителей «Мордовия-мой дом» |
Март | Консультация для родителей «История народных игрушек» |
Апрель | Консультация для родителей «История родного края» |
Методическое обеспечение
Рекомендации и методические указания по проведению бесед, занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики и психологии.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Наглядные: (наблюдения, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия).
Словесные: (беседа, объяснение, вопросы, художественное слово)
Игровые: (игровая ситуация, сюрпризный момент, игровой мотив, обыгрывание готовых изображений)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
Фронтальный: одновременная работа со всеми детьми.
Коллективный: организация творческого взаимодействия между всеми детьми.
Индивидуально-фронтальный — чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Групповой- организация работы малыми группами.
Для реализации проекта «Моя малая Родина» необходимо: просторное, хорошо освещаемое, проветриваемое помещение, наличие столов, стульев, доски; шкафов и полок для размещения образцов и дидактических материалов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, доска.
Материально техническое обеспечение:
Набор картинок, иллюстраций по основным понятиям
Подборка детской художественной литературы для организации дополнительной работы
Формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, экскурсии.
Список литературы
1.Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
2.Багрова Т. С. Близкий сердцу край. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002.
3.Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомендации: для доу РМ / М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Крас. Окт. », 2001.
4.Всё о Мордовии: энциклопедический справочник / сост.: Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.
5.Гаранькина В. П. Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольников в образовательных учреждениях Республики Мордовия. – Саранск, 1999.
6.«Мордовские народные игры» // Метод. рекомендации для воспитателей детск. дошк. учреждений. – Саранск, 1993.
7.Мы в Мордовии живем: пример.регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева [и др.]– Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
- 8. Тараскина Э. Н. Мордовский детский фольклор. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 2009.
9. Саранск – столица Мордовии. – Саранск: Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.