Картотека дидактических игр на развитие вербального интеллекта

Картотека дидактических игр

на развитие

вербального интеллекта

/для детей старшего дошкольного возраста/

Вербальный интеллект определяет способность ребенка воспринимать значение слов, а затем, по прошествии некоторого времени, повторять их в устной и письменной форме, понимать более сложные словесные структуры, включая словосочетания, фразы, выражения, параграфы и целые книги, а так же разбираться во всех усложняющихся формах взаимосвязей различных понятий типа: «Собака-кошка», «Щенок-котенок». Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала.

Игра «Что там внутри?» (ассоциации). Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Например: сад-дети школа-ученики магазин-продукты театр-артисты стадион-футболисты дом-диван шкаф-одежда книга-буквы телевизор-схемы кран-вода свинарник-свиньи коровник-коровы овчарня-овцы замок-ключ вокзал-поезда море-рыбы.

Игра «Переверни значение». Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой–маленький высокий-низкий черный-белый веселый-грустный больной-здоровый храбрый-трусливый гладкий-шершавый твердый-мягкий глубокий-мелкий далеко-близко высоко-низко друг-враг ночь-день осень-весна зима-лето свет-тьма начало-конец горе-радость продавать-покупать давать-забирать стоять-бежать говорить-молчать.

Игра «Одно слово из двух». Необходимо изготовить 18 карточек. На всех карточках слова. Надо соединить их попарно так, чтобы каждые две рядом лежащие карточки образовывали одно слово. Например: приз-рак, сад-овод, пол-оса, вес-точка, когти-точка, вол-окно, кит-ель, мясо-рубка, сено-вал.

Игра «Думай, отвечай, бросай». Можно играть всей семьей. Мама бросает ребенку мяч, называет цвет или вкус. Ребенок, возвращая мяч папе и должен постараться быстро назвать предмет этого цвета или вкуса. Затем папа бросает мяч, называет размер или геометрическую форму. Ребенок называет предмет определенного размера или геометрической формы и бросает мяч маме. Игру можно повторять несколько раз, усложняя и добавляя что-то свое.

Игра «Алгоритмы». Взрослый придумывает ситуации, а ребенок по алгоритму высказывает свое мнение. Например, ситуации: «Пожар», «Травма ноги», «Игры на льду», «Игры на воде», «Рядом собака», «Со мной заговорил незнакомец» пример алгоритма (по которому ребенок построит свой рассказ): что произошло-почему-что нужно сделать — последствия. Можно пользоваться еще и алгоритмом, предложенным когда-то Цицероном: кто-что-где-зачем-как-когда.

Игра «Фразоплёт». Для этой игры ребёнку надо научиться плести фразы. Да не абы какие, а такие, чтобы все слова начинались на одну букву. Выбирается одна буква, а потом ведущий задаёт вопросы, ответом на которые должны быть слова, начинающиеся на выбранную букву (предлоги не учитываются). Например, нам выпала буква «Г»: Кто? — Галина! С кем? — С гориллой! Куда? — В гараж! Зачем? — За гайками

Игра«Придумай свое». Потренироваться опять же можно на известных сказках. Ведущий напоминает сюжет, а задача игроков придумать оригинальные названия. Например, «Колобок» — «Внучок из теста», «Обхитривший лису», «Сбежавший от родственников»… А потом можно переходить к незнакомым рассказам. Прочитать и придумывать названия. Эта игра мне еще нравиться и тем, что она учит креативно мыслить. Я сам в нее с удовольствием играю.

Игра "Одинаковые признаки". Эта игра для детей освоена нами еще не полностью, поэтому, признаюсь, пока идет со скрипом. Но мы не отчаиваемся, а продолжаем тренироваться. Итак, ведущий ставит задачу – придумать предметы со схожими признаками. Например, круглый и плоский. Это может быть блин, нарисованный на асфальте круг, раздавленная шина… По мере продвижения игры задания усложняются. Признаков может быть больше, но примеры найти уже непросто. Самое сложное – найти предметы, которые выполняют противоположные функции. Например, окно (открывается и закрывается), рука (гладит и бьет). Побеждает тот, кто придумает больше всего ответов.

Игра «Кто кем будет». Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?» Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Игра «Что бывает…». Для этой игры желательно использовать мяч. Так получится динамичнее, а потому интереснее. Цель — научить ребёнка быстро подбирать подходящий к признаку предмет.Бросаете мяч со словами: «Что бывает {ваш вопрос}»? Ребёнок должен поймать мячик, ответить на вопрос и вернуть мяч ведущему. Например: Что бывает мокрым? — Камни, трава, платье. Что бывает сладким? — Торт, сахар, чай. Что бывает высоким? — Дерево, дом, жираф.Вариант 2. Вы бросаете ребёнку мяч и называете цвет, а малыш должен быстро назвать предмет, который может иметь этот цвет. Например: Белый! — Снег, вата, облачко. Красный! — Помидор, свитер, занавеска. Зелёный! — Светофор, яблоко, трава.

Игра «Исправь ошибку». Попросите ребенка внимательно послушать и исправить ошибку: Букварь потерял Ирину. Фонарик светит Борей. У грибов в ведре много ребят. На ребятах ныряет река. На репке растет грядка. А затем ребенок пробует составить сам не правильное предложение, а Вы исправляете. Петушок Ряба, Даша и медведь, Волк и семеро ягнят, Утки- лебеди, Лисичка с кастрюлькой, Заюшкин домик, Царевна Индюшка, Мальчик с кулачок…..

Игра «Назови слово». Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Варианты заданий могут быть выбраны по вашему желанию. Например: Назови слова, обозначающие цветы (ромашка, роза, гвоздика...) Назови слова, обозначающие рыб. Назови слова, обозначающие домашних животных. Назови слова, обозначающие диких животных. Назови слова, обозначающие зверей. Назови слова, обозначающие овощи. Назови слова, обозначающие фрукты. Назови слова, обозначающие транспорт. Назови слова, относящиеся к спорту. Назови слова, обозначающие наземный транспорт. Назови слова, относящиеся к продуктам питания. Назови слова, относящиеся к бытовым приборам. Игры для развития мышления, сообразительности и увеличению словарного запаса.

213
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!